Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Вопросы качества

Настоящее время характеризуется бурным развитием пауки и техники. Мы живом в эпоху научно-технической революции и информационного взрыва, чье воздействие ощущают па себе в большей степени научно-исследовательские и проектные институты, в меньшей— производство: «отраженная волна» докатывается до ник позднее.

Совершенно очевидно, что проводниками нового я прогрессивного в любом производстве являются лаборатории. При этом они должны не просто механически заимствовать чужой опыт, но и преломлять его для условий своего производства.

«Заводские лаборатории в своем большинстве основные очаги науки на предприятиях» говорится в одной из статей газеты «Правда» То же можно оказать и о строительных лабораториях.

Внося в производство элементы нового, лаборатории должны контролировать качество строительных материалов, подбирать составы бетонов, осуществлять контроль за качеством строительно-монтажных работ и соблюдением требований ГОСТов, ТУ, СНиП, предусмотренной проектом технологии производства работ, изыскивать местные материалы, своевременно предупреждать брак в работе, содействовать снижению стоимости строительства.

При этом не следует забывать, что условия работы -строительных лабораторий резко отличаются от условий работы заводских лабораторий в промышленности. Хотя большинство сооружений, возводимых в настоящее время строителями, призваны служить нашему народу при коммунизме, однако условия работы многих строительных лабораторий оставляют желать много лучшего.

Наступило, очевидно, время пересмотреть на всех уровнях отношение к строительным лабораториям. При этом (необходимо решить ряд основных вопросов: уточнить стоящие перед ними задачи, пересмотреть положение о лабораториях, уточнить их права и обязанности, рассмотреть вопросы изготовления необходимых для лабораторий приборов и оборудования, их поверки и тарировки и д.р.

Для повышения полистроительных лабораторий руководить ими должны главные инженеры строительства и их заместители. Только в этом случае строительные лаборатории из «совещательного» органа смогут превратиться в 1 «законодательный» и будут проводниками технического пропресса и очагами науки на производстве.

Строителям следует в этом отношения позаимствовать опыт предприятий металлургической промышленности, на которых без разрешения заводской лаборатории никто не имеет права изменять рецептуру металла. К сожалению, на некоторых строительствах и заводах железобетонных конструкции и изделий роль лабораторий значительно принижена, а права их руководителей ограничены. По сути - дела роль лабораторий сведена к испытанию бетонных кубиков и фиксированию фактических данных. Это приводит к нарушению требований ГОСТов, СНиП, технологии и низкому качеству строительных работ. Необходимо также укомплектовывать штаты лабораторий высококвалифицированными специалистами и материально стимулировать их труд. Сейчас в них практически нет кандидатов наук.

Было бы целесообразно также создать центральный орган по координированию работы строительных лабораторий и периодически организовывать семинары для работников лабораторий. В помощь работникам лабораторий следовало бы также периодически издавать руководящих материалов, в которых были бы собраны воедино все необходимые ГОСТы и соответствующие разделы ТУ и СНмЛ.

На страницах строительных журналов и газет следовало бы больше освещать опыт работы лучших строительных лабораторий, вопросы оснащения их приборами, оборудованием, поверки, ремонта и наладки.

Не менее (важным вопросом является вопрос выделения для лаборатории соответствующего помещения и оснащения их оборудованием, предусмотренным ГОСТамии новейшим для проведения исследований и контроля качества.

Некоторые строительные лаборатории и лаборатории заводов железобетонных конструкций и изделии не всем необходимым оборудованием и занимают помещения, не всегда позволяющие четко и быстро организовать работу, поддерживать нужную температуру и условия для хранения образцов и содержания оборудования.

К сожалению, приборостроительная промышленность не выпускает около 100 приборов (морозильные камеры, полочные барабаны, приборы для определения усадки и водонепроницаемости бетона, большегрузные динамометры и др.), предусмотренных ГОСТами. Сейчас по заявке Союзглавпрпбора можно заказать только около 70—80 приборов из 160—1180. Многое оборудование выпускается в недостаточном количестве, низкого качества (формы кубиков, мерная посуда, и др.), без запасных частей; сложным в пользовании и дорогам (прибор АПСС, машина МИИ-100, пресса ПСУ и т. д.). Bice это ставит лаборатории в затруднительное положение н заставляет изготавливать приборы кустарно, а это не может не отразиться на качестве приборов и их стоимости. Из-за отсутствия Необходимых приборов некоторые лаборатории не имеют возможности сделать даже полные испытания щебня и определить удобоукладываемость бетонной смеси. Особую трудность они испытывают при проведении испытаний бетона на морозостойкость, водонепроницаемость и усадку. Из-за низкого качества приборов, отсутствия оборудования, современных методов и средств для проведения испытаний материалов и особенно специальных бетонов,несвоевременной тарировки и наладки оборудования ежегодно перерасходуется более 2 млн. руб. Стоимость испытания одной партии бетона на морозостойкость составляет 300 руб., на водонепроницаемость — 20, усадку — 80 руб. и т. д.

Такое положение сложилось в силу того, что организации, участвовавшие в составлении ГОСТов, несвоевременно представляли рабочие чертежи на необходимые приборы и оборудование, и при утверждении ПОС0 не были определены заводы-изготовители. Это положение должно быть применено. Организации составители ГОСТов должны представить рабочие чертежи.

Бетон и железобетон, избранные статьи - 1973 г.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????