Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Повышение долговечности железобетонных конструкций

Результаты исследований и зарубежный опыт показывают, что для восстановления конструкций эффективно нагнетать в трещины под большим давлением (до 100 атм) эпоксидные материалы. В качестве инъекционного оборудования для этих целей применяют установку УНК-2, разработанную ЦНИИС Минтрансстроя. Нагнетают широко распространенные эпоксидные смолы ЭД-20 и ЭД-16, а также клей, компаунд КБ-2, смолу ЗИС-1 и др.

Компаунд КБ-2 темно-коричневого цвета содержит смолу ЭД-16, инденкумароновую смолу, канифоль, дибутилфталат, толуол. Отверждение композиции производится полиэтиленполиами- ном. Смола ЗИС-1 в своем составе содержит ЭД-20, стоимость ее —3 р. за 1 кг вместо 4,5 р. для ЭД-20.

При выборе состава материала необходимо учитывать ее вязкость. При первом нанесении клей должен втягиваться в трещину, а после второго (примерно через 0,5 ч) на трещине должна появляться основная пленка.

Наиболее эффективна герметизация эпоксидным клеем при заделке сухих стыков и трещин. Для предохранения арматуры от коррозии целесообразно использовать герметики и полимерцементные композиции. Наиболее пригодны тиоколовые герметики, обладающие хорошей атмосферостойкостью, высокой эластичностью и адгезией к бетону. Трещиностойкость тиоколовых герметиков составляет около 3—4 мм.

Для герметизации трещин в железнодорожных мостах Институтом мостов при ЛИИЖТ разработана технология заделки трещин с помощью герметика УТ-34, пластифицированного смолой стоимостью 4 р. за 1 кг [1]. Герметик наносят на трещины специально разработанным шприцем. Такая заделка имеет серый цвет, что позволяет применять ее при герметизации трещин на открытых поверхностях мостов.

Для устранения белого налета в покрытии при использовании обычного добавлять около 4—8% массы водной ПВАЭ тетраэтоксилана, который легко растворяется в дибутилфталате, что одновременно пластифицирует и модифицирует эмульсию.

Для обеспечения гидрофобности полимерцементной краски эффективны кремнийорганические жидкости. Цемент применяют обычный или белый портландцемент, быстротвердеющий (БТЦ), расширяющийся портлендский (РПЦ) н другие марки не ниже 500. Для механического нанесения портландцементной краски наиболее проста и эффективна установка для нанесения вязких масс, представляющая собой нагнетательный бак емкостью 25 л, имеющий регулятор давления воздуха, загрузочное отверстие и лопастную мешалку. Производительность установки 200 мг/ч (рис. 1).

В районах с агрессивной атмосферой или для особенно крупных мостов целесообразно предварительно окрашивать арматуру эпоксидной смолой или краской на ее основе. При сочетании эпоксидного покрытия с полимерцементными достигается высокая защита арматуры от коррозии и хорошее сцепление краски с арматурой и полимербетонными покрытиями. Полимерцемептиое покрытие в этом случае обеспечивает заделку трещин п отколов бетона, выравнивание поверхности и хороший внешний вид конструкции.


Для окраски всей поверхности железнодорожных конструкций рекомендуются также краски: латексная (КЧ-11) и стойкая в агрессивной атмосфере кремнийорганическая (ВН-30), эпоксидные, на основе хлорсульфированного полиэтилена, перхлорвиниловые, сополимерная ХС-119.

Для повышения трещиностойкости конструкций, особенно в агрессивных условиях, а также при высоких отрицательных температурах рекомендуется окрашивать их в белый цвет н пропитывать кремнийорганическими жидкостями (ГКЖ-94, ГКЛ-10) И др.

На долговечность железобетонных пролетных строений заметно влияет гидроизоляция. Применяемая битумная гидроизоляция при отрицательной температуре обладает низкой трещиностойкостью. Для северных районов ЦНИИС Миитраисстроя, ЦНИИ МПС, Институт мостов при ЛИИЖТ, Киевский завод МЖБК разработали гидроизоляцию на основе полнсульфидного трехкомпонентного герметика У-30 м (рис. 2) стоимостью 4 р. за 1 кг. Разработан и освоен промышленностью однокомпонентный дивинилстирольный термоэластопластовый герметик 14ТЭП-4, трешиностойкость которого определяли по методике. Испытания на изгиб проводили на пленках из чистых материалов и системах, состоящих из приклеивающей мастики и рулонного материала.

Результаты испытаний некоторых материалов на трещипостойкость приведены в таблице.

Из приведенных данных следует, что наиболее высокой трещиностойкостью при комнатной и отрицательных температурах (—15, —25 и —50°С) обладает герметик 14ТЭП-4.

Полученные значения электросопротивления гидроизоляции приведены на рис. 3. Одновременно с измерениями электросопротивлений состояние гидроизоляции оценивали визуально. Исследуемые конструкции гидроизоляции в процессе испытаний сохранили высокое электросопротивление без образования трещин и других дефектов. Снижение сопротивления после многократного замораживания и оттаивания (60 циклов) объясняется насыщением образцов влагой и снижением гидроизоляционных свойств изола при температуре ниже 40‘С.

Кроме того, исследовали материалы и конструкции гидроизоляции на их основе на водопроницаемость, морозостойкость, адгезию, стойкость в различных средах, эластичность и др. Результаты испытания и данные других исследований показали, что герметик 14ТЭП-4 обладает высокой трещиностойкостью и эластичностью, в том числе и при низких отрицательных температурах, морозостойкостью, стойкостью в различных средах, адгезией к бетону. Конструкция гидроизоляции на основе герметика или мастики изол и рулонного изола наказана на рис. 4. Эластомер 14ТЭП-4, обладающий высокой морозостойкостью, рекомендуется применять в северных районах страны, а мастику изол — в I, II и III климатических зонах. Блокирование гидроизоляционной мастнкн рулонным материалом принято для обеспечения длительной службы гидроизоляции без периодической ее замены, а также предохранения мастики от механических повреждений.


Высокую стойкость герметик 14ТЭП-4 показывает и при заделке трещин, раковин н обнажении арматуры на эксплуатируемых мостах.

Выводы

Для защиты арматуры от коррозии эффективна герметизация трещин герметиками н полимерцементными мастиками.

Для улучшения температурно-влажностного режима бетона при больших перепадах температур рекомендуется окрашивать конструкцию в белый цвет.

Наиболее морозостойким и эластичным материалом при гидроизоляции пролетных строений является эластопласт 14ТЭП-4.

Бетон и железобетон, избранные статьи - 1976 г.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????