Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Пленкообразующие материалы для ухода за дорожным бетоном

Кандидаты техн. наук Э. Р. ПИНУС, Г. Н. ФАБРИКАНТОВ (Союздорнии)

Условия твердения оказывают большое влияние на формирование структуры и свойства монолитного бетона. Для дорожных и аэродромных покрытий это влияние особенно значительно, так как поверхностный слой бетона подвергается непосредственному воздействию погодно-климатических факторов и внешней нагрузки.

При уходе за бетоном необходимо создать влажностные условия в начальный период его твердения. Наиболее надежным способом является консервирование воды затворения водо- и паропроницаемыми рулонными или пленкообразующими материалами.

Оптимальный режим твердения дорожного бетона в летнее время может характеризоваться перепадом температуры по толщине плиты не более 12— 15°С и максимальной поверхностного слоя 35—40СС. Дальнейшее повышение температуры значительно увеличивает опасность трещинообразования и ухудшает структуру цементного камня. Поэтому при устройстве дорожных покрытий в жаркую погоду необходимо защищать бетон от перегрева солнечными лучами с помощью термозащитных слоев из песка или светлыми пленками, имеющими теплоотражающие свойства.

В современном дорожном строительстве в нашей стране и за рубежом массовое применение для ухода за бетоном получили жидкие пленкообразующие материалы, которые наносят на поверхность непосредственно после уплотнения и отделки бетона. По мере испарения разжижителя из пленкообразующей жидкости формируется тонкое гидрофобное покрытие, которое защищает твердеющий бетон от испарения влаги.

По сравнению с равномерным длительным увлажнением бетона применение пленкообразуюших материалов позволяет уменьшить трудозатраты и снизить стоимость примерно в 2 раза при высокой надежности защиты.

Первые исследования, посвященные этому методу ухода за бетоном, были выполнены в СССР Францманом, Москвиным В. М. и Якуб И. А., Ивановым Ф. М., Михайловой Р. Д., Мирки- ным Д. Ф. и др., после чего началось применение битумных растворов и эмульсий, а также лака этиноль1 для защиты свежеуложенного бетона. Наряду с важными достоинствами — высокой влагоудерживающей способностью и недефицитностью — эти материалы имеют существённый недостаток — темный цвет, способствующий возникновению в жаркую погоду высоких температурных напряжений в

бетоне. В действующих нормативных документах для устранения этгго недостатка предусматривается при температуре воздуха выше 25°С засыпка темных пленок слоем песка толщиной 4—5 см или побелка известковым раствором. Практика показала, что это трудоемко и малоэффективно.

Начиная с 1970 г., дорожно-строительные организации Минтрансстроя применяют для ухода за бетоном светлые пленкообразующие материалы, разработанные Союздорнии совместно с ВНИИнефтемашем2.

Наиболее распространенным из этих материалов ПМ-86 (помароль) представляет собой раствор инден-кумароновой смолы и петролатума в органических растворителях. Для повышения теплоотражающей способности в состав введен пигмент — алюминиевая пудра. Плотность ПМ-86 при 20°С составляет 0,8—0,9 г/см3, вязкость по вискозиметру ВЗ-4 12—46 с. Помароль безвреден для бетона и образует на его поверхности серебристо-белую пленку. Удовлетворительная влагоудерживающая способность этого материала достигается при расходе 400—600 г на 1 м2 бетонного покрытия. Измерения температуры бетонной плиты, вьполненные при строительстве аэродромного покрытия с применением различных пленкообразующих материалов, показали, что по сравнению с темной и бесцветной пленками ПМ-86 обеспечивает более благоприятный температурный режим твердения бетона (см. таблицу). Следует отметить, что все пленкообразующне материалы увеличивают морозостойкость верхнего слоя бетона, так как, проникая под действием контракции в его поры на глубину до 2— 3 мм, кольматируют их и затрудняют доступ влаги с поверхности.

Разработанный позднее и широко применяемый пленкообразующий материал ПМ-ЮОА имеет такие же влагоудерживающие и теплоотражающие свойства, как ПМ-86, однако он в существенно большей степени повышает стойкость поверхностного слоя дорожного бетона, что является следствием введения в его состав гидрофобизирующего компонента.

Выпуск материалов освоен объединением Литбытхим, строительные организации построили более 1000 км бетонных покрытий дорог и аэродромов с применением этих материалов.

Своевременно были также разработаны соответствующие средства механизации работ. В настоящее время серийно выпускаются два типа самоходных машин — распределителей пленкообразующих материалов включена в комплексы для устройства дорожных покрытий:


Многолетний опыт исследований и использования пленкообразующих жид костей для ухода за дорожным бетоном позволяет сформулировать основные требования к ним.

Пленкообразующие жидкости должны хорошо распределяться по поверхности бетона, а их вязкость соответствовать характеристикам применяемых средств механизации. Жидкость должна быть нетоксичной и не должна содержать компонентов, реагирующих с цементом или тормозящих твердение.

Пленки должны формироваться в течение 5—6 ч (не более) при температуре воздуха 20°С, обладать достаточной адгезией к бетону и в течение мес/ж? иметь досгзгочиую паро- и водо- непроницаемость (влагоудерживающую способность). В жаркую н солнечную погоду пленка должна хорошо отражать солнечные лучи.

В Союздорнии разработаны методы оценки важнейших свойств новых пленкообразных материалов и установления их оптимального расхода на единицу поверхности бетона. Влагоудерживающая способность пленки определяется путем сравнения потерь воды затворения из образцов свежеуложенного бетона, защищенных и ие защищенных пленкообразующей жидкостью. Испытания проводят в климатической камере с имитацией условий сухого и жаркого климата. При контрольных испытаниях определяют ие относительную, а абсолютную потерю влаги образцом за соответствующий период времени и сопоставляют с потерями при применении эталонной жидкости.

Светотехнические показатели плену и можно оценивать фотоэлектрическим блескомером ФБ-2.

Повышение темпов и качества дорожного строительства, а также развитие отечественной химической промышленности делают актуальной разработку более эффективных пленкообразующих материалов. В Союздорики исследуются водоэмульсионные составы для ухода за бетоном, применение которых коренным образом улучшит условна- труда и охрану окружающей среды.

Бетон и железобетон, избранные статьи - 1977 г.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????