Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Снижение энергозатрат путем рационального выбора цементов

Л. А. МАЛИНИНА, д-р техн. наук, проф, (НИИЖБ)

Энергозатраты на производство тяжелых заполнителей составляют 3,6—5,8 кг уел. топлива на 1 м3 и в бетоне практически постоянны независимо от применяемой марки и вида цемента. Затраты на заводские технологические переделы (кроме тепловой обработки) почти не зависит от вида цемента и сравнительно невелики (около 30 кВт-ч/м3).

Суммарные затраты условного топлива резко увеличиваются при повышении марки бетона, так как растет расход цена бетон марки М500 примерно о 2 раза больше чем, на бетон марки М200. При изготовлении бетонов одной марки различных цементов при режиме тсплонлажпостной обработки суммарные энергозатраты, при этом независимо от марки бетб на минимальные энергозатраты имеет бетон, приготовленный на шлакопортландцементе. При использовании портландце ментов с минеральными добавками и бе них суммарные энергозатраты на 1 ш бетона различны в зависят от марки бетона. Так, бетой марки М200 имеет на ибольшне энергозатраты при использовании портландцемента без добавок мара М600 и М400, что свидетельствует о ие целесообразности их применения для тона этой марки. При изготовлении тонов марки М500 на портландцемент) с добавками марки МБйй из-за повыше ной водопотребиостн этого цемента pall ход его значительно увеличивается.

Необходимы оптимальные решения, способствующие экономии топливио-энергетических и сырьевых ресурсов при пуске требуемого количества цемента изготовлении на нем необходимых объемов бетона. С этих позиций был дополнительный анализ, результат которого приведены в табл. 2.

Разницу в расходах различных АЦХ при изготовлении бетонов маро М200 и М400 при различных режима пропаривания сравнивали с портландцементом с минеральными добавками мар] ни М400, что представляет интерес для потребителей цемента. Pal пнца в суммарных расходах условной топлива на 1 м3 (АУ.Т) характеризуя эффективность того или иного цемента] сфере его производства. Суммарный эффект (tAll-s) определяется как сумму, с учетом знака (пли или минус) на расход цемента и уело иого топлива, где AUi—количество U1 мента, изготовляемое на АУ.Т.

Для бетона марки М200 при режиме пропаривания 13—16 ч наиболее эффективен шлакопортландцемент марки М50 затем марки М400 и портландцемент i минеральными добавками марки М5 Остальные цементы по суммарному факту близки между собой портландцемент без добавок марки А1400. При режиме пропаривания 8—Ю наиболее эффективен шлакопортлаиря мент марки М500, затем портландцем» с минеральными добавками марки M5ff Нецелесообразен шлакопортляидцеме марок М300 и М400 и портландцемент без добавок марки М400. Для бетона марки М400 при продолжительном режиме тепловлажностной обработки цементы распределялись следующим образом: шлакопортландцемент марки М500, затем марки М400, портландцемент без добавок и портландцемент с минеральными добавками марки М500. Нецелесообразен портландцемент с минеральными добавками марки М-100. При укороченном режиме наиболее эффективен шлакопортландцемент марки М500, затем портландцемент без добавок марки М500 и шлакопортландцемент марки М400. Нецелесообразен портландцемент без добавок марки М400 и шлакопортлапдцемент марки М300.



Из этих данных следует, что для заводов сборного железобетона наиболее эффективным и универсальным является шлакопортландцемент марок М500 и М400 и нецелесообразен по суммарному расходу условного топлива портландцемент без добавок марки М400.

К сожалению, на заводы ЖБИ поставляется шлакопортландцемент преимущественно марок М300. Использование такого цемента для получения бетонов М300 и выше, производство которых на заводах ЖБИ составляет более 50%, вызывает значительный перерасход цемента, исключает возможность применения укороченных режимов тепловлажностной обработки, а также изготовления морозостойких бетонов.

Таким образом, для успешного использования шлакопортлаидцемента на заводах сборного железобетона необходимо значительно улучшать его качество. Основной характеристикой этого вяжущего должна быть активность при пропаривании ис менее 25 МПа. Такой цемент конкурентоспособен с портлапдцементами при значительных преимуществах по энергозатратам и расходу клинкера на его производство. Портландцемент без добавок марки М500 наиболее эффективен в бетонах марки М400 и выше. Применение таких цементов марки М400 с точки зрения суммарных энергозатрат при изготовлении 1 м3 бетона нецелесообразно.

Бетон и железобетон, избранные статьи - 1982 г.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????