Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Обоснование компоновки речного гидроузла с судоходным шлюзом

При проектировании речных гидроузлов и определении перечня входящих в него сооружений решают вопрос о необходимости строительства соответствующих судоходных сооружений. В зависимости от величины создаваемого на гидроузле напора для обеспечения сквозного судоходства может возникнуть необходимость в строительстве судопропускного сооружения шлюза или судоподъемника. Различают следующие типы шлюзов: одно- или многокамерные и одно- или двухниточные. Не рассматривая здесь вопрос о выборе типа самого судоподъемного сооружения, определим условия необходимости включения шлюза в состав сооружений гидроузла, обеспечивающего необходимый грузооборот, величина которого должна быть известна на настоящее время и перспективу.

Если на реке, на которой намечено строительство гидроузла, уже существует развитое судоходство, в состав сооружений гидроузла должен быть включен шлюз или судоподъемник. Необходимо определить тип судоходно

го сооружения, его размер, пропускную способность ц решить вопрос об источнике финансирования его строительства. В результате строительства гидроузла и входящих в его состав судоходных сооружений возможны перспективный рост грузооборота, увеличение осадки, длины и тоннажа судов, что приведет к необходимости увеличить размеры судоходных сооружений (глубину подходных каналов, размеры камер шлюза или строительство второй нитки). Необходимые на реконструкцию дополнительные капиталовложения выделяются ведомством, эксплуатирующим судоходный путь.

В процессе эксплуатации построенного гидроузла образовавшегося водохранилища изменяются условия плавания судов. С одной стороны, за счет спрямления фарватера несколько сокращается водный путь (положительный фактор); с другой образование ветровых волк большой высоты, появление вынужденных простоев из-за штормовой погоды, приводящих к задержкам в доставке грузов, требуют постройки судов повышенной прочности, рассчитанных на более тяжелые условия плавания (отрицательный фактор).

Разница капитальных вложений может быть положительной


Формула (16.4) соответствует тому случаю, когда выигрыш от сокращения пути за счет следования по спрямленному фарватеру превышает дополнительные капитальные вложения, требуемые для усиления флота и связанные с возможными задержками его в пути из-за штормовой погоды.

Если на реке до строительства гидроузла не было развито судоходство, а после строительства гидроузла, создания водохранилища (или каскада водохранилищ) и увеличения глубин появилась возможность организовать водный транспорт, необходимо экономически обосновать целесообразность строительства в составе сооружений гидроузла судоходного шлюза. Альтернативным вариантом в этом случае может быть железнодорожный или автомобильный транспорт (рис. 16.7). Для обеспечения необходимых перевозок необходимо либо построить между пунктами А и В новую железнодорожную дорогу, либо на участке ABC реконструировать уже существующую автомобильную дорогу, чтобы обеспечить по ней перевозку возросших грузопотоков. Дорога должна иметь такую же пропускную способность, что и водно-транспортный путь.


Для определения экономической целесообразности строительства шлюза (или судоподъемника) необходимые затраты сравнивают с соответствующими затратами по альтернативному варианту.

Первоначальные затраты на сооружение железнодорожной линии между пунктами А и В составят эксплуатационные расходы, связанные с перевозкой грузов и содержанием дороги в исправном состоянии, определяются величиной Иж,д. Если грузы намечается перевозить по уже существующей автомобильной дороге между пунктами ABC, одновременно реконструкция ее, первоначальные затраты составят Давто, а эксплуатационные расходы.

Варианты сравниваем по величине приведенных затрат 3, которые соответственно составят для транспорта:



Предпочтение должно быть отдано варианту, по ко. торому приведенные затраты минимальны.

Если в дальнейшем предполагается увеличение грузопотока между пунктами Л и 5, необходимо учесть расходы, связанные с реконструкцией транспортных путей по каждому из сравниваемых вариантов.

Если оптимальным будет признан вариант строительства судоходного шлюза, капитальные вложения и эксплуатационные расходы по комплексному гидроузлу распределяют между участниками водохозяйственного комплекса пропорционально получаемому ими экономическому эффекту.

Экономика гидротехнического и водохозяйственного строительства: Учеб. для вузов. Д. С. Щавелев, М. Ф. Губин, В. Л. Куперман, М. П. Федоров; Под общ. ред. Д. С. Щавелева. — М.: Стройиздат, 1986. — 423 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????