Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Органы управления гидротехническим строительством

Общая схема управления гидротехническим строительством представлена на рис. 19.2.

Главным государственным органом управления строительством является Совет Министров СССР (Совмин СССР), осуществляющий руководство всем народным хозяйством. Центральным органом, регламентирующим основные направления развития строительства, является Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР)- Г осударственный плановый комитет СССР (Госплан СССР) осуществляет планирование народного хозяйства на основе пропорционального развития всех его отраслей. Развитием науки и техники в СССР руководит Г осударственный комитет СССР по науке и технике (ГКНТ СССР). Народное хозяйство снабжается материальными ресурсами через Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР). Общесоюзные строительно-монтажные министерства и министерства-заказчики подчиняются непосредственно Совету Министров СССР, а по соответствующим вопросам Госстрою СССР, Госплану СССР, Госснабу СССР и ГКНТ СССР.

Гидротехническое строительство сосредоточено в основном в общесоюзных специализированных министерстствах и ведомствах, осуществляющих это строительство подрядным способом. При этом Министерство энергетики и электрификации СССР (Минэнерго СССР) осуществляет строительство гидроэлектростанций, водохранилищ комплексного назначения, каналов, а также крупнейших сооружений для водоснабжения промышленных предприятий и городов; Министерство транспортного строительства (Минтрансстрой) строит речные и морские транспортные сооружения; союзно-республиканское Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз СССР) сооружает водохозяйственные системы н водохранилища. Это — центральные органнзации-подрядчики.


Заказчиками по строительству энергетических предприятий — гидроэлектростанций, гидроузлов комплексного назначения, в которых преобладающее значение имеет энергетика, являются организации Минэнерго СССР. Объекты морского и речного водного транспорта строятся по заказам Министерства морского флота и министерств речного флота союзных республик. Заказчиками: по водохозяйственным объектам являются советы министров союзных республик.

Указанные министерства и ведомства (заказчики и подрядчики) осуществляют разработку планов развития соответствующих отраслей строительства, проектирование и необходимую научно-исследовательскую работу по проектируемым и возводимым сооружениям.

Министерства-подрядчики ведут строительные и монтажные работы. Они осуществляют руководство подбором и распределением инженерно-технических кадров в строительных, проектных и научно-исследовательских организациях, организуют подготовку и обучение рабочих кадров и решают другие вопросы по обеспечению развития отрасли строительства, порученной министерству. Для осуществления этого министерства имеют в своем составе:

а) специализированные производственные главные управления и подчиненные им общесоюзные специализированные и территориальные объединения, тресты, управления строительством;
б) проектные и научно-исследовательские организации;
в) организации по изготовлению специального оборудования и ремонту механизмов и транспортных средств;
г) базы строительной индустрии;
д) органы обеспечения строительства материалами и средствами механизации;
е) управления по вопросам кадров, труда и заработной платы.

Для рассмотрения и утверждения планов и проектов развития регионов и схем использования рек в министерствах образованы научно-технические советы.

Старейшим и крупнейшим в стране является Главное управление по строительству гидроэлектростанций — Главгидроэнергострой, созданное в 1934 г.

Строительные и монтажные работы в гидротехническом строительстве главки (объединения) министерств осуществляют силами специализированных строительномонтажных организаций. Основные их задачи, как и всех строительных организаций, заключаются: в выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденными планами этих работ, обеспечении высокого их качества, постоянном совершенствовании техники и организации работ, обеспечении систематического повышения производительности труда, снижении себестоимости и повышении рентабельности строительства. Для их осуществления строительные организации приобретают необходимые материальные ресурсы, ведут финансовые расчеты с другими организациями. Строительные организации имеют необходимые производственные базы строительной индустрии.

Строительные организации, кроме производственнотехнической, снабженческо-сбытовой и финансовой деятельности, осуществляют также подбор и подготовку кадров, повышение их квалификации, заботятся о культурно-бытовом обслуживании рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

Строительные организации по гидротехническому строительству являются самостоятельным юридическим лицом, т.е. имеют право осуществлять хозяйственные операции, соответствующие их задачам, и несут полную ответственность по своим обязательствам. Правовое положение государственных строительных организаций определяется соответствующими постановлениями. Образование строительных организаций по гидротехническому строительству осуществляется приказами министров (руководителей ведомств). В последние годы партией и правительством принят ряд мер, направленных на дальнейшее повышение роли хозрасчетных строительных организаций в народном хозяйстве, расширение их хозяйственной самостоятельности и усиление ответственности за выполнение государственных планов.

Основными структурными подразделениями строительно-монтажных организаций в гидротехническом строительстве являются тресты и управления строитель- етвом. Эти организации можно классифицировать по следующим признакам: характеру взаимоотношений с заказчиком и между собой — генподрядные, т. е. выполняющие весь комплекс работ или осуществляющие строительство сооружений в целом по договору с заказчиком; субподрядные — выполняющие отдельные виды работ или отдельные здания и сооружения по договору с генподрядчиком; виду выполняемых работ — общестроительные, специализированные; объему выполняемых работ. От него зависят: структура треста, его штатное расписание, должностные оклады управленческого персонала. По объему выполняемых работ тресты делят на категории. Чем крупнее трест, как показывает опыт, тем планомернее его загрузка, а следовательно, тем выше рентабельность его работы и производительность труда.

В крупном гидротехническом строительстве большое распространение получили специальные управления строительством и территориальные тресты. Так, в Минэнерго СССР имеется 30 общестроительных трестов и управлений по гидроэнергетическому строительству. Например, специальное управление по строительству Братской ГЭС — Братскгэсстрой, осуществляющее строительство Братской, Усть-Илимской, Богучанской ГЭС и других крупных промышленных объектов в этом регионе; тресты по строительству гидроэлектростанций в Грузинской ССР — Грузгидроэнергострой; в Таджикской ССР - Таджикгидроэнергострой и др.

В Минэнерго СССР имеются общесоюзные специализированные субподрядные тресты: по монтажу и изготовлению металлических конструкций и оборудования — Гидромонтаж и Спецгидроэнергомонтаж; по работам электромонтажным — Гидроэлектромонтаж; укрепительным, буровзрывным и туннельным — Гидроспецстрой; гидромеханизированным — Гидромеханизация.

При подрядном способе ведения строительно-монтажных работ для осуществления функций заказчика организуется дирекция строящегося водохозяйственного объекта (например, дирекция строящейся Саяно-Шушенской ГЭС). Дирекция, назначается министерством (ведомством), которому выделены капитальные вложения на данный объект. Дирекция строящегося водохозяйственного объекта обязана обеспечить строительство проектно-сметной документацией, финансированием в соответствии с государственным планом капитальных вложений и строительно-монтажных работ, а также основным оборудованием, проводить приемку и оплату работ, выполненных строительной организацией. Дирекция ведет подготовку водохозяйственного объекта к эксплуатации и осуществляет временную эксплуатацию при его поэтапном вводе. Для выполнения этих обязанностей дирекция имеет право заказывать проектным организациям проектно-сметную документацию, вести контроль за ходом и качеством строительно-монтажных работ и осуществлять другие хозяйственные операции.

Взаимоотношения заказчика и подрядной строительной организации в гидротехническом строительстве определяются «Правилами о подрядных договорах по строительству», утвержденными Советом Министров СССР. Договоры обычно заключают на весь период, строительства до его окончания (генеральный договор) и на годовой объем строительно-монтажных работ, причем обычно с одной строительной подрядной организацией, выступающей как генеральный подрядчик (например, Братскгэсстрой, Красноярскгэсстрой).

Система управления гидротехническим строительством непрерывно совершенствуется. 29 апреля 1984 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством», в котором предусматриваются специальные меры по улучшению организационной структуры управления строительством, укрупнению строительно-монтажных организаций и предприятий строительной индустрии.

Экономика гидротехнического и водохозяйственного строительства: Учеб. для вузов. Д. С. Щавелев, М. Ф. Губин, В. Л. Куперман, М. П. Федоров; Под общ. ред. Д. С. Щавелева. — М.: Стройиздат, 1986. — 423 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????