Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Организация проектирования и задачи технико-экономических расчетов

Непосредственному проектированию отдельных водохозяйственных объектов предшествует разработка региональной схемы развития и размещения объектов всех отраслей народного хозяйства по экономическим районам и союзным республикам, в которой определяются перспективы развития экономики на 15 и более лет с последующим их уточнением в пятилетних планах развития народного хозяйства. Для отраслей, связанных с интенсивным использованием природных вод, составляют схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов. В них определяются задачи и основные технико-экономические показатели развития водного хозяйства на основе комплексного и рационального использования водных ресурсов в сочетании с оптимальным развитием и территориальным размещением водопользователей. На основе схем комплексного использования и охраны водных ресурсов определяется перечень водохозяйственных объектов, рекомендуемых для включения в план проектирования и строительства. В зависимости от масштабов и назначения различают генеральные, межбассейновые и бассейновые схемы комплексного использования водных ресурсов:

Генеральные схемы разрабатывают для всей территории страны. На основе анализа баланса потребности и наличия водных ресурсов намечают основные мероприятия по обеспечению водой населения, энергетики, транспорта, промышленности, сельского хозяйства и др. При этом водный фактор рассматривается как один из определяющих при решении вопроса о развитии и размещении отраслей народного хозяйства. В генеральной схеме дается оценка капитальных вложений в наиболее крупные водохозяйственные мероприятия, определяется очередность их осуществления и намечаются проектно-изыскательские работы, необходимые для планового развития водохозяйственного строительства.

Межбассейновые схемы разрабатывают для переброски водного стока из одного бассейна в другой, например, части стока сибирских рек — в Среднюю Азию н Казахстан, северных рек и озер — в Волгу. При разработке этих схем приходится решать большой комплекс экологических, социальных и экономических проблем как для районов изъятия водного стока, так и для районов его потребления (на трассе каналов и на основных территориях). Экономическая эффективность и экологические последствия переброски стока имеют определяющее значение при решении вопроса о целесообразности осуществления проектов. Необходимо экономическое обоснование объема стока, сроков строительства, направления трассы переброски стока и его использования в разных регионах страны.

Бассейновые схемы разрабатывают для отдельных бассейнов рек, озер и морей. Основной техникоэкономической задачей для создания рациональной схемы является оптимальное распределение воды между водопользователями. Главным критерием для решения этой задачи служит максимум социально-экономического эффекта при минимуме затрат. Оптимальная схема развития бассейнового водопользования является основой для планирования строительства пли реконструкции водохозяйственных объектов и отбора первоочередных из них.

Проектирование намечаемых к строительству крупных водохозяйственных объектов осуществляется в два этапа с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР) (см. гл. 18). На первом этапе разрабатывают технико-экономическое обоснование объекта (ТЭО). Для комплексного гидроузла в ТЭО предусматривают устройство наиболее эффективных отраслевых сооружений, например, плановое и высотное размещение водозаборов для промышленного и бытового водоснабжения, а также оросительных систем для сельского хозяйства; устройство сквозного или перевалочного способа речного судоходства: использование схемы водной энергии (плотинной или деривационной); способ ведения рыбного хозяйства и т. п. Проводятся технико-экономическое обоснование и выбор под-порной отметки и объема водохранилища, типа плотины и водосбросных сооружений, мощности предприятий отраслевых водопользователей (ГЭС, водоводов для мелиорации и водоснабжения, рыбозаводов и т. п.); намечается компоновка сооружений и их тип. Экономическая часть ТЭО содержит обоснование потребностей в материальных и трудовых ресурсах, определяет расчетную сметную стоимость строительства и экономическую эффективность капитальных вложений. Для комплексных гидроузлов решается задача распределения общих затрат между отраслевыми водопользователями.

Особое внимание при разработке схем использования водных ресурсов должно уделяться вопросам охраны природной среды: поддержанию качества воды, регулированию речного стока с учетом выполнения необходимых гидробиологических условий, уменьшению подтопления и затопления прилегающих территорий и т. п.

Утвержденное технико-экономическое обоснование водохозяйственного объекта, составленное на основе схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, является основанием для включения объекта в план проектных работ и в отдельных случаях для начала подготовительных работ к строительству объекта.

На втором этапе проектирование осуществляется в две стадии: 1) составляется проект со сводным сметным расчетом стоимости по основному объекту и вспомогательным сооружениям; 2) составляются рабочие чертежи для строительства.

Для технически несложных объектов проектирование проводится в одну стадию составляется рабочий проект со сводным финансовым расчетом. Проект составляется на основании задания на проектирование, получаемого от заказчика.

Процесс проектирования начинается с выбора створа или площадки под сооружения, который осуществляет специальная комиссия в составе представителей всех заинтересованных организаций.

Для составления проекта гидроузла проводят детальные инженерно-геологические, гидрологические, геодезические, экономические изыскания, обследование зоны затопления и определяют затраты на создание и освоение водохранилища. Для крупных водохранилищ ведут археологические изыскания, а в проекте предусматривают мероприятия по сохранению памятников старины. Для обоснования проекта выполняется большой комплекс научно-исследовательских работ и лабораторных исследований. В проекте окончательно устанавливаются параметры комплексного гидроузла (нормальный подпорный уровень — тип плотин и водосбросов, емкость или объем водохранилища и всех его отраслевых сооружений (ГЭС, шлюза, водозаборов для орошения и водоснабжения, рыбного хозяйства и т. д.); принимается оборудование, согласованное с заводами- изготовителями; определяются необходимые ресурсы, средства механизации и сроки строительства.

Экономическая часть проекта — содержит сводный сметный расчет стоимости, обоснование экономической эффективности капиталовложений и определение технико-экономических показателей: удельных капиталовложений, себестоимости продукции, удельных трудозатрат и др. Для комплексных водохозяйственных объектов проводится тщательное экономическое обоснование- распределения капитальных вложений и ежегодных издержек производства между всеми водопользователями, по которому устанавливается их долевое участие в финансировании строительства и эксплуатации комплексных сооружений. Стоимость объекта, определенная проектом, является лимитом на весь период строительства..

Применение достижений науки и техники, а также внедрение результатов научных исследований, проводимых при разработке проекта, должны быть направлены на экономию финансовых и материальных ресурсов и повышение качества продукции.

Результатом проектирования является проектная документация, которая служит основой строительства объектов и сооружений и финансовых расчетов между заказчиком н подрядными организациями. Проектами предусматривается также составление правил эксплуатации вновь создаваемых или реконструируемых объектов водного хозяйства, включая мероприятия по охране вод и природных комплексов. Состав, содержание и стадии уникальных проектов межбассейновой переброски водного стока определяются специальными решениями. В этих проектах исключительное внимание должно уделяться решению социально-экономических и экологических проблем, а также внедрению новейшей техники для производства строительных работ.

Экономическое обоснование строительства гидроузлов с гидроэлектростанциями ведется в соответствии с «Методическими указаниями по определению экономической эффективности капиталовложений при проектировании гидроэнергетических объектов» и «Основными положениями по определению экономической эффективности гидроэнергетических объектов», раз-работанными институтом Гидропроект [30]. В этих документах приводится методика учета большинства факторов, необходимых для экономического обоснования гидроэнергетических объектов, в частности: приведение к сопоставимым условиям вариантов как по энергетическим показателям, так и по показателям, связанным с комплексным использованием водных ресурсов; определение капиталовложений и ежегодных издержек, учитываемых в расчетах эффективности, в том числе по гидроэнергетическому объекту, сопутствующим мероприятиям, альтернативным объектам; определение экономии топлива от проектируемых ГЭС; распределение затрат на строительство ГЭС между участниками водохозяйственного комплекса; учет технико-экономических показателей альтернативных вариантов для различных районов страны, замыкающих затрат на топливо и др. Вместе с тем в действующих документах отсутствуют реко-мендации по учету таких важных факторов, как возобновляемость гидроэнергетических ресурсов, влияние ГЭС и ГАЭС на качество электрической энергии, влияние строительства энергетических объектов на окружающую среду, изменение социальных условий. Требуется периодическая корректировка существующих нормативов в связи с изменением технико-экономических показателей альтернативных вариантов, затрат на топливную базу и замыкающих затрат на топливо.

Следует ожидать, что совершенствование методики энергоэкономических расчетов повысит экономическую обоснованность гидроэнергетического строительства и будет способствовать расширению комплексного использования водных ресурсов.

Процесс проектирования начинается с изысканий и выбора створа или площадки под сооружения, который осуществляет специальная комиссия в составе представителей всех заинтересованных организаций.

Обычно водохозяйственный объект поручают проектировать одной ведущей проектной организации, выступающей как генеральный проектировщик. Генеральная проектная организация может привлекать к выполнению специальных проектных и изыскательских работ другие (специализированные) организации. Например, ведущей организацией в области проектирования гидротехнических сооружений, гидроэлектростанций является институт Гидропроект Министерства энергетики и электрификации СССР, который, осуществляя генеральное проектирование, привлекает для участия в разработке проекта специализированные субподрядные организации. В области гидромелиоративного и водохозяйственного строительства ведущей проектной организацией является институт Гипроводхоз Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, в области морского транспорта и портового строительства — институты: Союзморпроект и Черноморпроект Минморфлота СССР, в области речного транспорта — институт Гипроречтранс Минречфлота РСФСР. Головным проектным институтом по разработке гидротехнических сооружений нефтегазовых промыслов на шельфе является институт Гипроморнефтегаз Министерства газовой промышленности СССР.

Для координации всех проектных работ по объекту в генеральной проектной организации из числа ведущих инженеров назначается главный инженер проекта. Для более широкого учета местных условий организуются группы рабочего проектирования, осуществляющие проверку и привязку рабочих чертежей, а также выполняющие авторский надзор за работами.

Финансирование затрат на проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, авторский надзор по строящимся объектам осуществляются заказчиком. По объектам, намеченным на перспективу, средства на эти работы предусматриваются в государственных планах развития народного хозяйства.

В строительстве установлен единый порядок рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации в зависимости от значения строящегося предприятия. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 марта 1981г. и постановлению Совета Министров СССР от 28 января 1985 г., проекты и сметы на новое строительство промышленных предприятий и других объектов подвергаются государственной экспертизе: особо важные объекты — в Госстрое СССР Госплане СССР и ГКНТ СССР, остальные — в госстроях союзных республик либо в министерствах и ведомствах СССР. В обязанности Госстроя СССР входит также осуществление выборочной проверки проектов и смет по объектам, утвержденным министерствами и ведомствами СССР. Установлено, что проекты на строительство предприятий, зданий и сооружений после прохождения соответствующей экспертизы утверждаются:

а) Советом Министров СССР по представлению советов министров союзных республик, министерств и ведомств СССР — по особо важным стройкам, перечень которых ежегодно представляют в Совет Министров СССР Госплан СССР и ГКНТ СССР;
б) советами министров союзных республик, министерствами, комитетами и ведомствами — по стройкам сметной стоимостью свыше 4 млн. руб.

ТЭО крупных и особо важных объектов рассматривают и утверждают в Госплане СССР. Типовые проекты, предназначенные для массового применения, утверждаются Госстроем СССР. Остальные типовые проекты утверждаются комитетами, министерствами и ведомствами по согласованию с Госстроем СССР. Строительство жилых зданий и подсобных предприятий в водохозяйственных комплексах осуществляется преимущественно (80—90 %) по типовым проектам. Для основных лее гидротехнических сооружений типовые проекты не получили широкого распространения. Имеются типовые и повторно применяемые проектные решения для шлюзов, причальных стенок и некоторых других сооружений. Значительный эффект в гидротехническом строительстве дает применение для групп сооружений, находящихся в сходных природных условиях, повторно применяемых унифицированных решений, особенно при каскадном строительстве ГЭС.

Экономика гидротехнического и водохозяйственного строительства: Учеб. для вузов. Д. С. Щавелев, М. Ф. Губин, В. Л. Куперман, М. П. Федоров; Под общ. ред. Д. С. Щавелева. — М.: Стройиздат, 1986. — 423 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????