
Основные положения
Речной транспорт используется в основном для грузовых перевозок и приобретает все большее значение в обеспечении народнохозяйственных перевозок. Объем их постоянно растет, чему в значительной мере способствуют низкие транспортные расходы и наличие разветвленной сети водных путей. Кроме того, строительство судоходных каналов позволило соединить бассейны ряда рек и создать крупные водно-транспортные системы, имеющие большое народнохозяйственное значение. Так, сооружение Волго-Донского (рис. 16.1) и Волго- Балтийского (рис. 16.2) каналов позволило создать в европейской части СССР крупнейшую водно-транспортную систему, обеспечивающую перевозку народнохозяйственных грузов из бассейна Черного моря в Балтийское и с выходом в Каспийское море. Существующие суда класса «река — море» обеспечивают перевозку грузов в пределах Балтийского, Черного и Средиземного морей, а через судоходный Беломорско-Балтийский канал речные суда имеют выход и в Белое море.
Большие грузовые перевозки осуществляются по крупнейшим рекам Сибири: Оби, Лене, Енисею и их многочисленным притокам. В ряде случаев речной транспорт является единственным видом, осуществляющим доставку грузов в отдаленные районы страны, где еще отсутствуют автомобильные и железные дороги.

Общая длина эксплуатируемых внутренних водных путей доведена в нашей стране до 145 тыс. км, в том числе искусственных — до 20 тыс. км. На созданных водохранилищах сооружены крупнейшие речные порты: Саратовский, Ульяновский, Казанский, Тольятти и др.
Рост перевозок обеспечивается как за счет применения все более быстроходных грузовых судов различного типа, так и за счет увеличения судоходных глубин, что позволяет использовать суда большей осадки и большего водоизмещения.
С целью создания необходимых условий для плавания речным судам во многих случаях должны быть выполнены специальные работы по обеспечению необходимых глубин, возведены речные порты и причалы, построены шлюзы или судоподъемники в местах расположения гидроузлов. Так как решение этих задач может быть достигнут о различными путями (например, для обеспечения необходимых глубин можно провести дноуглубительные работы или построить водоподпорную плотину и шлюз), для сравниваемых вариантов должны проводиться технико-экономические расчеты с целью выявления наивыгоднейшего решения.
Пассажирские перевозки на речном транспорте осуществляются в основном на местных, так называемых скоростных линиях, на которых используются быстроходные суда на подводных крыльях. Вместе с тем речной пассажирский флот широко используется для организации водного туризма и отдыха, что предъявляет к нему определенные требования.
Ниже приводится несколько задач, в которых даются обоснования решений, принимаемых при проектировании речных водно-транспортных путей.