Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Причальные сооружения речных гидроузлов

Основными гидротехническими сооружениями речного порта являются его причальные сооружения, у которых производятся погрузочно-разгрузочные операции. Их конструкция, расположение, оборудование, класс капитальности, общая длина являются основными факторами, определяющими эксплуатационные качества и пропускную способность порта или рассматриваемого района порта.

По типу причальные сооружения подразделяются на стационарные и плавучие. Рассмотрим технико-экономическое обоснование конструкций стационарного причала грузового речного порта.

Особенностью причальных сооружений всех типов является то, что они работают в условиях значительных навигационных колебаний уровней воды, которые особенно велики на свободных, незарегулированных реках и водохранилищах гидроузлов, при значительных ледовых воздействиях в период ледоставов и значительных временных нагрузках от действия перегрузочных механизмов и складируемых на территории причалов грузов (как штучных, так и массовых). Большое влияние на конструкции причалов оказывают также условия их сооружения.

Опыт проектирования и эксплуатации речных портов позволил определить основные типы причалов, применение которых наиболее целесообразно в конкретных условиях (рис. 16.6): вертикальный (вариант I), откосные (варианты II и III) и комбинированные (варианты IV и V).

Наиболее распространены вертикальные конструкции причалов, к которым суда подходят вплотную бортом и могут швартоваться к ним в течение всей навига дни при всех возможных отметках уровня воды. Крановое оборудование, обслуживающее причал, при этом полностью используют вылет стрелы, обеспечивая загрузку также автомобильного и железнодорожного транспорта без дополнительных перегрузок. Конструкция причала такого типа является, однако, наиболее сложной и требует значительных капиталовложений, так как должна рассчитываться на большие вертикальные и горизонтальные усилия.


Вертикальные причалы, как правило, создают в портах н пристанях, расположенных на судоходных каналах, подпертых бьефах водотранспортных соединений и гидроузлах с небольшими (до 2—3 м) колебаниями уровней воды. Вертикальный тип грузовых причалов в большинстве случаев целесообразен и в портах высших классов капитальности с большим объемом перегрузочных работ, создаваемых на водохранилищах, озерах и свободных реках с относительно небольшой амплитудой колебаний навигационного уровня воды в 6—8 м.

Причалы откосного типа, применяемые чаще всего при значительных колебаниях уровня воды в период навигации, значительно проще по конструкции, так как в основном требуют лишь укрепления спланированного берегового откоса и обеспечения его устойчивости. Перегрузочные механизмы в этом случае должны иметь больший, чем для вертикальных причалов, вылет стрелы, чтобы обеспечить разгрузку и загрузку судов при всех отметках уровней воды. Это требует более мощного кранового оборудования, а в некоторых случаях и дополнительной перегрузки, если вылет стрелы не охватывает всей необходимой территории причала.

Полувертикальные (вариант IV), полу откосные (вариант III) и двухъярусные конструкции (вариант V) причалов обладают преимуществами вертикальных и экономичностью откосного типа причалов.

На свободных реках с большой (свыше 8 м) амплитудой колебаний уровней воды и особенно при малой продолжительности стояния высоких ее уровней в ряде случаев (преимущественно для небольших портов при высоте причалов не более 10—32 м) целесообразен по- луоткосный и даже откосный тип причалов.

Однако в настоящее время в крупных речных портах далее при значительных колебаниях уровней воды строят причальные сооружения вертикального типа, так как они обеспечивают удобные условия механизации перегрузочных работ и имеют меньшие эксплуатационные затраты. В новых портах вертикальные причалы строятся, например, высотой до 15 м, т. е. с учетом колебаний уровня воды в пределах 10—12 м.

Выбор типа стационарного причального сооружения производят на основании технико-экономических расчетов, в которых необходимо учитывать: перспективы развития порта и увеличение его грузооборота, виды перерабатываемых у причалов грузов, используемую механизацию погрузочно-разгрузочных работ, схему транспортных путей и береговых сооружений (складов и др.), а также амплитуду колебаний уровня воды. Возможные варианты сравнивают по приведенным затратам 3, состоящим из затрат по причальному сооружению, оборудованию причала, обеспечивающему погрузочно-разгрузочные операции, и транспорту. Оптимальным считается вариант, для которого затраты 3 с учетом дальнейшего расширения порта по мере увеличения грузооборота будут минимальными.

Экономика гидротехнического и водохозяйственного строительства: Учеб. для вузов. Д. С. Щавелев, М. Ф. Губин, В. Л. Куперман, М. П. Федоров; Под общ. ред. Д. С. Щавелева. — М.: Стройиздат, 1986. — 423 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????