
Речной транспорт
Экономическая эффективность капиталовложений в развитие речного транспорта и его предприятий определяется при решении следующих задач:
1) планирование развития производственных предприятий и их объединений: пароходств, портов, судоремонтных заводов, бассейновых управлений пути;2) обоснование новых технических средств флота, портов, путевого хозяйства, судоремонтных предприятий;
3) проектирование гидротехнических сооружений на речном транспорте;
4) оценка хозяйственной деятельности производственных предприятий и др.
Выбор вариантов развития предприятий речного транспорта или технических средств обеспечения проводится на основе сравнительной экономической эффективности капиталовложений. Общая экономическая эффективность определяется для выбранного варианта с целью проверки целесообразности принимаемого решения в условиях хозяйственной деятельности предприятий. Недостаточная рентабельность капиталовложений указывает на необходимость поиска других вариантов решения проблемы или дополнительного специального обоснования планируемых капитальных вложений.
В расчетах экономической эффективности капитальных вложений необходимо учитывать прямые затраты не только в проектируемый объект, но и в развитие смежных предприятий других отраслей, обеспечивающих речной транспорт основными фондами (суда, оборудованне) и оборотными средствами (топливо, материалы и др.).
Основными показателями сравнительной экономической эффективности капиталовложений являются расчетные затраты

Величина Еп для речного транспорта принимается равной 0,12, однако для объектов, расположенных в восточных и северных районах, допускается ее сниже-ние до 0,1.
При сравнении вариантов капиталовложений, различающихся продолжительностью строительства и производственного освоения, а также распределением вкладываемых средств по периодам строительства, необходимо приводить разновременные затраты, используя зависимость (4.8).
Примерами наиболее распространенных задач технико-экономического обоснования на водном транспорте являются: выбор типа транспортного судна; обоснование конструкции новых или реконструкции существующих причалов; определение оптимальной схемы механизации операций погрузки-выгрузки; обоснование гарантированной глубины на участке водного пути.
Общая экономическая эффективность капиталовложений определяется коэффициентом рентабельности планируемых мероприятий для двух расчетных случаев:
1) развитие транспорта в целом или отдельных пароходств, реконструкция предприятий
2) строительство новых объектов
Расчетные показатели рентабельности капиталовложений в развитие речного транспорта или строительствоновых объектов, сравнивают с плановыми нормативами с аналогичными показателями, предшествующими, намеченным мероприятиям.