Сравнение вариантов рейдовых и портовых погрузочно-разгрузочных операций
При развитии морского транспорта и освоении новых районов морского побережья необходимо решать вопрос о целесообразности строительства или глубоководного порта, или осуществления рейдовых операций, при которых сооружаемый порт обеспечивает погрузочно-разгрузочные операции только лишь малых судов, перевозящих грузы с большого судна, стоящего на рейде (рис. 15.1).
Учитывая, что рассматриваемые варианты различаются между собой первоначальными капиталовложениями и необходимыми эксплуатационными расходами, сравнение их должно проводиться по величине приведенных затрат 3.
В варианте разгрузки судна на рейде величина первоначальных капиталовложений сравнительно невелика и определяется стоимостью судов, обеспечивающих перевозку грузов от разгружаемого морского судна до берега и стоимостью портовых сооружений, обеспечивающих разгрузку. Величина эксплуатационных расходов в значительной степени зависит от количества перерабатываемого груза и растет с его увеличением. Таким образом, и величина приведенных затрат будет существенно зависеть от количества перерабатываемого груза (рис. 15.2).
При определении эксплуатационных расходов в рассматриваемом варианте необходимо учитывать возможность неблагоприятных погодных условий, способных задержать эти работы, а также снижающих производительность при их выполнении. Необходимо также иметь в виду, что при рейдовых погрузочно-разгрузочных операциях удваивается число необходимых погрузок и выгрузок, что в ряде случаев может привести к частичной порче грузов.
При строительстве глубоководного порта, обеспечивающего разгрузку и погрузку морских судов, значительно возрастают необходимые первоначальные капиталовложения Кп, которые включают капиталовложения в строительство причальных сооружений, волноломов, прикордонной территории, складов, транспортных путей и прочего оборудования порта. Величина эксплуатационных расходов по сравнению со стоимостью портовых сооружений в этом случае относительно невелика и в значительно меньшей степени, чем при рейдовых погрузочно-разгрузочных операциях, изменяется при увеличении объема перерабатываемого в порту груза. Зависимость приведенных затрат Зп выражена кривой (см. рис. 15.2), которая имеет значительно более пологую форму, чем кривая Зр. Пересечение обеих кривых в точке а указывает на то, что при определенном объеме перерабатываемого в порту груза оба сравниваемых варианта по величине приведенных затрат равнозначны.
Если грузооборот рассматриваемого порта меньше величины соответствующей точке а, то по значению приведенных затрат более экономичным является вариант рейдовых погрузочно-разгрузочных операций, в противном случае, экономичным оказывается вариант глубоководного порта.
Если для вновь создаваемого морского порта в связи с незначительным по объему начальным грузооборотом, была принята рейдовая схема погрузочно-разгрузочных операций и известен годовой прирост грузооборота, то целесообразно установить оптимальный срок перехода на перегрузочные работы в глубоководном порту. Для этого исходя из необходимой продолжительности строительства такого порта определяется срок начала строительномонтажных работ по его сооружению.