Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРБИН

Каждый гидротурбинный агрегат оснащен системой регулирования, которая призвана поддерживать постоянство частоты вращения.


На рис. 8-31 показана система регулирования поворотнолопастной турбины. В связи с тем, что внешняя нагрузка на генератор меняется, для поддержания постоянной частоты вращения необходимо выдаваемую турбиной мощность автоматически приводить в соответствие с потребляемой мощностью.

Постоянство частоты вращения обеспечивается путем автоматического изменения открытия направляющего аппарата.

На валу агрегата имеется специальный генератор 7, который при малейшем изменении частоты вращения агрегата дает электрический импульс в электрическую часть 5 регулятора скорости. Оттуда поступает сигнал в гидромеханическую колонку регулятора 3, где сигнал реализуется в подачу масла под давлением из котла МНУ 4 в соответствующую полость сервомотора направляющего аппарата 10. Сервомотор направляющего аппарата поворачивает лопатки направляющего аппарата 9. От перемещения сервомотора направляющего аппарата поступает обратный сигнал выключения в гидромеханическую колонку регулятора 3 и одновременно осуществляется подача масла через маслоприемник 6 в сервомотор рабочего колеса 8 для изменения угла разворота лопастей. Между открытием направляющего аппарата и углом разворота лопастей рабочего колеса все время осуществляется связь, называемая комбинаторной, чем поддерживается при разных открытиях направляющего аппарата наивысший КПД турбины.

В результате изменения открытия направляющего аппарата и угла разворота лопастей частота вращения агрегата возвращается к первоначальной и импульс,- идущий от специального генератора в электрическую часть регулятора 5, снимается. Таким образом вся система приводится в равновесное состояние при новой мощности агрегата .

Все сигналы и движение всех элементов системы регулирования протекают одновременно. Часто система в новое равновесное положение приходит не сразу, а совершая затухающий колебательный процесс.

Котел 4 маслонапорной установки примерно на 40 % заполнен маслом, остальная часть его заполнена воздухом, сжатым обычно до 4 МПа (40 кг/см2). Масло, которое расходуется из котла на перемещения поршней сервомоторов, пополняется автоматически из сливного бака 2 при помощи насоса 1. Масло отработанное уходит в сливной бак. Таким образом, осуществляется процесс замкнутого обращения масла в системе регулирования.

Масло, которое в виде незначительных протечек вытекает из системы регулирования, собирается самотеком в бачок лекажного агрегата 11 и периодически автоматически перекачивается в сливной бак маслонапорной установки.

Аналогичная система регулирования применяется и для диагональных турбин, лопасти которых поворотные.

Для радиально-осевых турбин система регулирования оказывается проще, так как отсутствует сервомотор 8 рабочего колеса, поскольку лопасти радиально-осевых турбин неподвижны.

На рис. 8-32 изображена маслонапорная установка (МНУ).


Гидротурбинный агрегат оснащен всей необходимой аппаратурой и приборами для полной автоматизации. Пуск и остановка агрегата осуществляются от одного командного электрического импульса, который может быть дан с диспетчерского пульта управления ГЭС или системы. Во время работы агрегата контролируется его состояние. В случае не-исправности, в зависимости от степени опасности, подается либо сигнал предупреждения, либо агрегат аварийно останавливается.

Роль обслуживающего персонала ГЭС сводится к профилактическому осмотру агрегата, и постоянно он на ГЭС не требуется.

Число сервомоторов направляющего аппарата, их расположение и конструкция весьма разнообразны и зависят от размеров и мощности турбины, компоновки гидротурбинного оборудования, системы и конструкции турбины. В большой степени на разнообразие конструкций влияет непрерывный поиск конструкторов, стремящихся сделать турбину как можно надежнее, дешевле и как можно более удобной в обслуживании.

На Саяно-Шушенской ГЭС лопатки направляющего аппарата имеют индивидуальные сервомоторы.


На рис. 8-33 изображен разрез по направляющему аппарату турбины Усть-Илимской ГЭС. В отлипие от других турбин па крышке турбины 9 закреплены четыре сервомотора 2 которые поворачивают регулирующее кольцо 1 и далее через серьги 3 и накладку 5, соединенную с рычагом 6 при помощи срезного пальца 4, лопатки направляющего аппарата 5, цапфы которых, как и у турбин Саяно-Шушенской ГЭС, направляются в подшипники 7 с синтетическим покрытием.

Такое расположение сервомоторов позволило сделать направляющий аппарат весьма компактным.

На рис. 8-34 представлен направляющий аппарат турбины средней мощности с двумя сервомоторами, расположенными в нишах турбинной шахты.


Д.С.Щавелев, Гидроэнергетические установки (гидроэлектростанции, насосные станции и гидроаккумулирующие электростанции), Л., 1981

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????