Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ И ОБЛАСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

Гидравлическим транспортом называется процесс переноса различных, сравнительно мелких материалов потоками жидкости по искусственным руслам: канавам, лоткам и трубам. Транспортируемым материалом: чаще всего являются различные грунты, дробленые горные породы, полезные ископаемые, отходы металлургических, химических и других заводов, тепловых электростанций, а транспортирующей средой — вода.

Перенос твердых частиц естественным потоком по своей физической сущности аналогичен гидравлическому транспорту разрушенных водой грунтов и горных пород, поэтому проблемы гидравлического транспорта и динамики взвесонесущего естественного потока очень близки; однако в связи с различными задачами эти проблемы рассматриваются раздельно, хотя и имеют общую теоретическую и физическую основу.

Практическими вопросами гидротранспорта являются расчеты потерь напора при транспорте различных материалов по трубам, установление уклона безнапорных гидротранспортных систем — канав и лотков, определение предельных скоростей, при которых транспортируемый материал еще не осаждается на дно потока, выбор оборудования для осуществления гидравлического транспорта и многие другие прикладные задачи.

Гидравлический транспорт по безнапорным системам называют безнапорным, а по трубам (при полном заполнении сечения труб) — напорным гидротранспортом.

Гидротранспорт широко применяется в строительной промышленности, особенно при сооружении гидротехнических узлов, в сельском хозяйстве, в металлургической, химической и других отраслях народного хозяйства.

Все большее применение гидравлический транспорт находит в горной промышленности.

Столь широкое применение гидравлического транспорта объясняется тем, что он значительно дешевле и эффективнее, чем железнодорожный и автомобильный, значительно уменьшает потребность в рабочей силе и материалах, снижает эксплуатационные затраты, сокращает потери транспортируемого продукта, при нем отпадает необходимость возврата пустой тары, надобность производить перевалочные (перегрузочные) операции и уменьшается необходимость создания больших продуктохранилищ.

Особенно необходимо применение гидротранспорта в том случае, когда топография местности затрудняет возведение железнодорожных или других путей, когда транспортируются большие массы материала в течение длительного времени и на большие расстояния.

Гидромеханизация. Учебное пособие для вузов. А. П. Юфин. Изд. 2-е, перераб и доп М., Стройиздат, 1974, 223 с.

Литература

Голышев А.Б., Бачинский В.Я., Полищук В.П., Железобетонные конструкции

Зайцев Ю.В., Строительные конструкции заводского изготовления

Е.Ф. Лысенко, Армоцементные конструкции

С.В. Поляков, Каменная кладка из пильных известняков

В. Ермолов, Пневматические строительные конструкции

Журавлев А.А., Вержбовский Г.Б., Еременко Н.Н., Пространственные деревянные конструкции

А.В. Калугин, Деревянные конструкции

Е.К. Карапузов, Г. Лутц, X. Герольд, Сухие строительные смеси

А.А. Пащенко, Теория цемента

Волков В.А., Сантехника: как все устроено и как все починить

А. Грассник, Бездефектное строительство многоэтажных зданий

Д.С. Щавелев, Гидроэнергетические установки

Д.С. Щавелев, Экономика гидротехнического и водохозяйственного строительства

Гидротехнические сооружения. Ч. I. Глухие плотины

Гидротехнические сооружения. Ч. II. Водосливные плотины

Производство гидротехнических работ

Н.П. Розанов, Гидротехнические сооружения

А. П. Юфин, Гидромеханизация

Термоэлектрические преобразователи энергии

Использование возобновляемой энергии

Бетон и железобетон, избранные статьи

Современное состояние и перспективы развития энергетики