Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Гидротехнические методы рекультивации малых и средних равнинных рек

К средним рекам относят водотоки с площадью водосбора 2...50 тыс. км2, а к малым — менее 2 тыс. км2. Имеется ограничение и по длине: малые реки имеют длину менее 200 км. Именно в бассейнах малых и средних рек рождаются водные ресурсы страны, и от их состояния зависит состояние больших рек. Малые и средние реки— это также и самостоятельные ценные объекты производительных сил природы. В жизни людей они имеют большое значение.

Из-за нерасчетливой деятельности людей состояние многих малых и средних рек ухудшается и они частично или полностью утрачивают свои полезные свойства. Причины деградации (ухудшения) малых рек: нарушение режима формирования жидкого и твердого стока (распашка крутых склонов, сокращение площади леса); возрастание объема загрязнений рек, что подавляет развитие полезных биоценозов, включая и высшие растения, положительно влияющие на русловые процессы; создание подпора в половодье перемычками, плотинами прудов и другими сооружениями, приводящее к заилению русла; нарушение эрозионной устойчивости почвы распашкой крутых склонов и пойменных массивов.

Мероприятия для сохранения реки с оптимальным режимом как природного объекта и повышения продуктивности реки в пределах ее природных возможностей разделяются на охранные (ликвидация причин, ухудшающих режим реки), рекультивационные (улучшение режима реки и сохранение ее) и хозяйственные (увеличивающие продуктивность реки, поймы и надпойменных террас).

К гидротехническим рекультивационным мероприятиям относят следующие.

1. Выделение водоохранных зон и прибрежных полос. В состав водоохранных зон включается вся пойма, а также склоны долины, оврагов и балок. Задачи водоохраны не исключают использование этих территорий с определенным режимом хозяйствования. В прибрежных полосах хозяйственная деятельность запрещена.

2. Задержание наносов на подступах к рекам в прудах (в оврагах) и лиманах (в балках). Чтобы не увеличивать число прудов-испарителей, в составе водонапорного фронта обязательно должны быть водоспуски, обеспечивающие автоматический слив воды из прудов.

3. Увеличение расходов воды в половодье (особенно в маловодные годы) для промыва русла путем попусков из специальных верховых рекультивационных водохранилищ и прудов.

4. Ограничение пропускной способности пойм для сосредоточения потока в русле с целью увеличения его транспортирующей способности и промыва русла.

5. Отведение части руслообразующих фракций из русла,

6. Защита русла от овражных выносов.

7. Закрепление слабых берегов (желательно биологическими и комбинированными конструкциями).

8. Стимулирование донной эрозии временным спрямлением излучин.

9. Очистка русл механизмами.

10. Экологические и другие мероприятия.

Проведение охранных и рекульти- вационных мероприятий повышает и продуктивность реки. Она может несколько увеличить отдачу до некоторой «допустимой нагрузки». Для этого необходимы хозяйственные мероприятия: создание регулирующих хозяйственных водохранилищ (только в пределах верховых элементов гидрографической сети), а также хозяйственных и рекреационных водоемов в межень; хозяйственное затопление пойменных массивов, увлажнение поймы в межень, осушение активизацией русловых процессов: строительство копа- ней для орошения, создание условий для нереста некоторых видов рыб, устройство рыбоводных прудов и др.

Перечисленные рекультивационные и хозяйственные мероприятия осуществляют путем строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений или выполнения гидротехнических работ.

Гидротехнические сооружения/Н.П. Розанов, Я.В. Бочкарев, В.С. Лапшенков и др.; Под ред. Н.П. Розанова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 432 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????