Лесопропускные сооружения
На лесосплавных реках в составе гидроузлов строят сооружения для транспортирования в НБ сплавляемого леса. Одиночные бревна транспортируют с помощью бревноспусков (рис..4).
Поперечное сечение бревноспусков— трапецеидальное или прямоугольное. В зависимости от принципа работы лотки-бревноспуски устраивают с уклоном от 1 : 10 до 1:3. При изменении уровня воды в ВБ головную часть лотка делают подвижной. Для экономии воды поперечное сечение- бревноспусков принимают минимальным; широко используют искусственную шероховатость из поперечных и сверх них продольных брусьев. Ширина бревноспуска прямоугольного сечения:
Гидравлический расчет лотков- бревноспусков подобен расчету быстротоков. Сплавопропускную способность бревноспусков (м3/ч древесины) определяют по формуле:
Наряду со сплавными бревноспусками, в которых бревна плывут, делают полусплавные и «мокрые». В полусплавных лотках глубина воды составляет не менее 0,2...0,3 диаметра бревен и они движутся полувзвешенными, скользя по дну (уклон 1:3). Это делается для экономии воды.
Наибольшая экономия воды достигается при устройстве «мокрых» лотков. Слой воды на дне — 0,5...1,5 см (по существу для смазки), уклоны — до 0,3...0,4 и бревна движутся по направлению продольной составляющей силы под действием собственной массы.
Для пропуска плотов используют судоходные шлюзы, а при значительной части грузооборота в виде древесины делают плотоходы. Их конструкция проще и экономичнее судоходных шлюзов. Используется как принцип шлюзования, так и (для экономии воды) порциональный пуск воды, при котором плот полуплывет-полускользит по Еодоскату. Ширина таких неуправляемых плотоходов должна быть больше размера плота по диагонали на 0,6...0,8 м. Применяют также плото- ходпые лотки.