Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Назначение и конструкция судоходных шлюзов

Судоходные шлюзы служат для вертикального транспортирования (подъема или спуска) судов и плотов у гидроузлов на реках или сооружений с перепадом уровней на каналах. На рисунке 13.2 изображена схема судоходного однокамерного одноступенчатого шлюза и конструкции его верхней и нижней голов. Основные элементы шлюза: подходные конструкции, верхняя и нижняя головы со шлюзовыми воротами и водоводами для наполнения и опорожнения, шлюзовая камера. Суда, заходя в камеру, швартуются за подвижные рамы, так как при наполнении и опорожнении камеры в ней наблюдается течение.

В зависимости от грузооборота размеры камеры шлюза принимают по габаритам одного расчетного судна или группы судов, устанавливаемых в одну или две колонны. При очень большом грузообороте строят параллельные нитки шлюзов. В зависимости от преодолеваемого перепада между бьефами шлюзы могут быть одноступенчатыми или многоступенчатыми. Полезную длину камеры определяют по формуле:



В пределах голов шлюза размещается механическое оборудование.

Ворота служат затворами, воспринимающими давление воды между бьефами. Они состоят из двух створок, вращающихся в шкафной части головы вокруг вертикальной оси; имеются и другие конструкции затворов в головах шлюзов. Ворота открываются и закрываются только при выровненных уровнях перед и за воротами.

В головах имеются пазы для перекрытия отверстий шлюза сверху и снизу ремонтными затворами.

Системы наполнения и опорожнения камеры приведены на рисунках


В конструктивном отношении головы судоходных шлюзов представляют собой неразрезные пространственные сильноармированпые железобетонные конструкции, состоящие из фундаментной плиты и боковых устоев. Фундаментная плита обычно жестко связана с устоями.

Конструкции верхних голов зависят от системы питания (см. 13.1.4) шлюзов и типов основных и ремонтных затворов (рис. 13.2, II). Если питание безгалерейное, то используют подъемно-опускные плоские и сегментные затворы (рис. 13.2,в, г). Схема верхней головы с галереями в устоях приведена на рисунке 13.2, а, б, д. Уменьшение длины голов достигается применением плоских основных и ремонтных затворов. Обычно их применяют на верхних головах. Нижние головы подвержены весьма большим колебаниям уровней воды (рис. 13.2, е, ж), и из-за этого их затворы обычно выполняют либо в виде высоких двустворчатых ворот (малые и средние напоры), либо в виде подъемно-опускных ворот (напоры более 30 м). Статические условия работы нижних голов при больших напорах можно облегчить устройством распорок-затяжек между устоями (рис. 13,е); в этом случае голова работает как замкнутая рама.

Гидротехнические сооружения/Н.П. Розанов, Я.В. Бочкарев, В.С. Лапшенков и др.; Под ред. Н.П. Розанова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 432 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????