Размещение судоходных сооружений
Размещение лесосплавных и судоходных сооружений в. составе гидроузла зависит от параметров его сооружений, топографических, геологических и других условий. Их, как правило, отдаляют от задания ГЭС и водосросных сооружений (рис. 13.5).
Компоновка по схеме а возможна в условиях невысокого берега, по которому и сооружают обводной тракт. Вблизи шлюза имеются места для швартовки судов, ожидающих разрешения на вход в камеру. У нижней головы шлюза есть мостовой переход. Вход и выход из обводного тракта обозначены маяками.
На рисунке 13.5,6 обводной канал протрассирован на спрямлении излучины, где грунты и глубина выемки оказались подходящими.
На рисунке 13.5, в представлена компоновка шлюза, когда для строительства обводного канала нет условий. Судоходный шлюз отделен от водосбросных сооружений гидроузла длинной раздельной стенкой с маяками на концах. Раздельная стенка далеко выступает в водохранилище. При неблагоприятном направлении часто повторяющихся ветров и сильной волне подход к направляющей стенке (дамбе) и вход в шлюз могут быть отгорожены молом. Вход в подходный.,ь канал шлюза в нижнем бьефе должен быть достаточно отдален от водосброса, а раздельная стенка или дамба в нижнем бьефе защищена от опасного подмыва.
Относительно напорного фронта гидроузла судоходный шлюз чаще размещают в НБ (рис. 13.5, а), что уменьшает нагрузки на стенки камеры по сравнению с расположением камеры в ВБ (рис. 13.5,в). Мостовой переход обычно располагают на нижней голове (рис. 13.5, а, в), что позволяет избежать дорогих эстакад или разводного моста (обычно необходимого в эксплуатации)