Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Регулировка рек-водоприемников

Реками-водоприемниками называются такие реки, в которые сбрасываются дренажные воды. Необходимо, чтобы уровни и пропускная способность их обеспечивали прием воды из коллекторов, а берег на месте устьевых сооружений был устойчивым.

Известный прием снижения уровней и увеличения пропускной способности русла — спрямление излучин.

На рисунке 10.13 изображены условия, при которых имеется возможность с помощью спрямляющих прорезей достичь желаемого эффекта.

Если спрямление намечается на значительных по протяжению участках рек, то оно с точки зрения охраны водных ресурсов страны недопустимо, потому что после его реализации весь весенний сток быстро стечет по спрямленному и углубленному руслу (обсохшие излучины уже не служат регулирующими емкостями), меженный сток сократится, вместо реки останется канал с пересыхающим ручьем на дне.

Снизить уровень воды в межень для лучшего обсыхания пойменных массивов летом и увеличения их продуктивности можно углублением русла на значительной длине реки. Его можно осуществить, используя энергию потока в половодье, ограничив пропускную способность пойменных массивов (рис. 10.14). Если русло сложено размываемыми грунтами, то за несколько половодий оно будет в значительной мере размыто, и в таком русле в межень установятся более низкие уровни воды, которые улучшат условия обсыхания поймы и приема дренажных вод.



Часто берега рек-водоприемников сложены торфом. Свойства этого грунта изменяются в значительном диапазоне, поэтому русла в нем сильно отличаются от призматических, что служит причиной дополнительных потерь энергии на расширение и сужение потока. Уровни потока можно несколько снизить, придав руслу призматическую форму.

Гидротехнические сооружения/Н.П. Розанов, Я.В. Бочкарев, В.С. Лапшенков и др.; Под ред. Н.П. Розанова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 432 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????