Сила тяжести затворов и определение усилий для маневрирования ими
Вес затворов G3 (кН) определяют на основе проектных проработок; на предварительных стадиях проектирования его вычисляют по эмпирической формуле [63];
Формула применима для сварных сплошностенчатых конструкций затвора из обыкновенной углеродистой стали при расчетных сопротивлениях R 1 500 кг/см2. В случае применения сталей с другими значениями R вводят коэффициент.
Усилия для маневрирования (подъема и посадки или опускания) определяют из расчета гарантий маневрирования.
Для подъема плоского затвора необходимо преодолеть: вес затвора; силы трения в опорно-ходовых частях в уплотнениях; гидродинамическую нагрузку Wr.д на нижнюю грань затвора, если она направлена вниз. Для затворов, сдвоенных с клапаном, а также глубинных учитывают еще вес столба воды над клапаном (если он есть).
Опусканию затвора противодействуют силы трения в уплотнениях и опорно-ходовых частях и сила давления воды Wr.д на нижнюю грань, если она в момент посадки затвора направлена вверх. Если силы сопротивления посадке затвора окажутся больше веса затвора, требуются принудительная посадка дожимным механизмом, при- грузка затвора дожимной балкой или увеличение веса затвора балластом. Принудительная посадка требует применения жестких тяг.
Усилие для подъема затвора определяют по формуле: учитывающий трение в обратных и боковых опорных устройствах и неточность вычисления сил трения; Кг = 1,2; G3 — вес затвора; Go — вес балласта (если для посадки он необходим).
Грузоподъемность механизма маневрирования должна быть больше суммы сил, требующихся для подъема затвора и подвесных устройств. Грузоподъемность кранов определяют по усилию, необходимому для перемещения наиболее тяжелого затвора сооружения (на многопролетных сооружениях) или иных расчетных грузов; при заклинивании затвора или обмерзании опорно-ходовых частей возможно нагружение его подвесок силой, превышающей рассчитанную по гарантиям маневрирования.