Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях

Судоподъемники

В судоподъемниках судно из бьефа в бьеф перемещается механизмами в наполненной водой камере или насухо. Опыт перевозки судов без воды — небольшой из-за значительных конструктивных трудностей при решении вопросов опирания корпусов различных видов судов на элементы судовоз- ной тележки.

Судоподъемники подразделяются на вертикальные и наклонные. В вертикальных судоподъемниках вес судо- возной камеры, воды и судна уравновешивается либо жесткими противовесами, либо давлением воды в закрытых (поршневых) камерах, либо поплавками. Для транспортирования можно использовать давление воды из ВБ, а также механические приводы.

Для строительства наклонных судоподъемников используют низовой откос плотины или пологий береговой склон (1 : 7...1 : 10) долины, по которым сооружают судовозные пути. По ним перемещается судовозная тележка, на которой установлена судовозная камера. Ввиду огромных масс и усилий подвижные элементы (тележки, камеры) делают парными или применяют противовесы.

Приводными механизмами судовозная камера перемещается из нижнего бьефа в верхний и обратно. Со стороны НБ конструкции однотипны. Сопряжение с ВБ имеет несколько конструкций.

При значительных колебаниях уровня воды в водохранилище применяют поворотную конструкцию. Вытянутая на гребень плотины камера вместе с тележкой и судном разворачивается на поворотном круге на 180° и далее опускается по судовозным путям по верховому откосу плотины до уровня в ВБ. Судно выплывает вперед кормой, затем разворачивается.

При малом изменении уровня в ВБ (несколько метров) судно в судовоз- ной камере вывозится до отметок уровня в ВБ в специальную камеру. После остановки подвижных устройств въезд в камеру перекрывается, камера заполняется водой из ВБ, и судно уходит вверх по реке.

В последние годы разработана конструкция бескамерного водоклинового судоподъемника. Он представляет собой наклонный лоток, сопрягающий верхний и нижний бьефы. Дно его в обоих торцах расположено ниже расчетных уровней в бьефах на глубину не менее судоходной. Верхняя голова имеет ворота для предотвращения пз- лива воды по лотку. Вместо нижней головы имеется подвижное устройство с Катковыми уплотнениями по внутренней поверхности лотка. Благодаря этому устройству в лотке держится клин воды, в котором находится на плаву транспортируемое судно. При перемещении вверх по судовозному лотку подвижного устройства перемещается и водный клин с судном. При выравнивании уровней водного клина и ВБ судно входит в ВБ. На построенном подъемнике с габаритами расход воды составляет 300 м3/ч.

Известны и другие конструкции судоподъемников [57].

Гидротехнические сооружения/Н.П. Розанов, Я.В. Бочкарев, В.С. Лапшенков и др.; Под ред. Н.П. Розанова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 432 с.

Литература

Голышев А.Б., Бачинский В.Я., Полищук В.П., Железобетонные конструкции

Зайцев Ю.В., Строительные конструкции заводского изготовления

Е.Ф. Лысенко, Армоцементные конструкции

С.В. Поляков, Каменная кладка из пильных известняков

В. Ермолов, Пневматические строительные конструкции

Журавлев А.А., Вержбовский Г.Б., Еременко Н.Н., Пространственные деревянные конструкции

А.В. Калугин, Деревянные конструкции

Е.К. Карапузов, Г. Лутц, X. Герольд, Сухие строительные смеси

А.А. Пащенко, Теория цемента

Волков В.А., Сантехника: как все устроено и как все починить

А. Грассник, Бездефектное строительство многоэтажных зданий

Д.С. Щавелев, Гидроэнергетические установки

Д.С. Щавелев, Экономика гидротехнического и водохозяйственного строительства

Гидротехнические сооружения. Ч. I. Глухие плотины

Гидротехнические сооружения. Ч. II. Водосливные плотины

Производство гидротехнических работ

Н.П. Розанов, Гидротехнические сооружения

А. П. Юфин, Гидромеханизация

Термоэлектрические преобразователи энергии

Использование возобновляемой энергии

Бетон и железобетон, избранные статьи

Современное состояние и перспективы развития энергетики