Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Судоподъемники

В судоподъемниках судно из бьефа в бьеф перемещается механизмами в наполненной водой камере или насухо. Опыт перевозки судов без воды — небольшой из-за значительных конструктивных трудностей при решении вопросов опирания корпусов различных видов судов на элементы судовоз- ной тележки.

Судоподъемники подразделяются на вертикальные и наклонные. В вертикальных судоподъемниках вес судо- возной камеры, воды и судна уравновешивается либо жесткими противовесами, либо давлением воды в закрытых (поршневых) камерах, либо поплавками. Для транспортирования можно использовать давление воды из ВБ, а также механические приводы.

Для строительства наклонных судоподъемников используют низовой откос плотины или пологий береговой склон (1 : 7...1 : 10) долины, по которым сооружают судовозные пути. По ним перемещается судовозная тележка, на которой установлена судовозная камера. Ввиду огромных масс и усилий подвижные элементы (тележки, камеры) делают парными или применяют противовесы.

Приводными механизмами судовозная камера перемещается из нижнего бьефа в верхний и обратно. Со стороны НБ конструкции однотипны. Сопряжение с ВБ имеет несколько конструкций.

При значительных колебаниях уровня воды в водохранилище применяют поворотную конструкцию. Вытянутая на гребень плотины камера вместе с тележкой и судном разворачивается на поворотном круге на 180° и далее опускается по судовозным путям по верховому откосу плотины до уровня в ВБ. Судно выплывает вперед кормой, затем разворачивается.

При малом изменении уровня в ВБ (несколько метров) судно в судовоз- ной камере вывозится до отметок уровня в ВБ в специальную камеру. После остановки подвижных устройств въезд в камеру перекрывается, камера заполняется водой из ВБ, и судно уходит вверх по реке.

В последние годы разработана конструкция бескамерного водоклинового судоподъемника. Он представляет собой наклонный лоток, сопрягающий верхний и нижний бьефы. Дно его в обоих торцах расположено ниже расчетных уровней в бьефах на глубину не менее судоходной. Верхняя голова имеет ворота для предотвращения пз- лива воды по лотку. Вместо нижней головы имеется подвижное устройство с Катковыми уплотнениями по внутренней поверхности лотка. Благодаря этому устройству в лотке держится клин воды, в котором находится на плаву транспортируемое судно. При перемещении вверх по судовозному лотку подвижного устройства перемещается и водный клин с судном. При выравнивании уровней водного клина и ВБ судно входит в ВБ. На построенном подъемнике с габаритами расход воды составляет 300 м3/ч.

Известны и другие конструкции судоподъемников [57].

Гидротехнические сооружения/Н.П. Розанов, Я.В. Бочкарев, В.С. Лапшенков и др.; Под ред. Н.П. Розанова. — М.: Агропромиздат, 1985. — 432 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????