Компоновка плотинных гидроузлов
При проектировании компоновки отдельных сооружений, входящих в гидроузел, необходимо учитывать следующее: 1) каждое сооружение должно возможно лучше выполнять свои функции; 2) каждое сооружение не должно затруднять или ухудшать работу соседнего сооружения; 3) во время эксплуатации гидроузла должен обеспечиваться возможно лучший пропуск через него воды, льда и наносов; не должны возникать опасные размывы грунта, заторы льда и т.п.; 4) схема гидроузла должна быть возможно более компактной; объем и стоимость работ по возведению сооружений, а также эксплуатационные расходы должны быть возможно меньшими; 5) сооружение гидроузла должно осуществляться по возможности в более короткий срок (этот срок должен обосновываться экономически). Часто до окончания строительства поднимают напор на плотине на некоторую высоту, с тем чтобы данный гидроузел можно было бы ввести в эксплуатацию (хотя и неполную) до окончания его строительства. ~
Обращаясь непосредственно к компоновке гидроузла (в заданном створе), прежде всего следует определить габариты отдельных сооружений, входящих в состав гидроузла: здания ГЭС, судоходного шлюза, плотины и т.п. Далее следует рассмотреть, каким образом в гидроузле должны располагаться бетонные сооружения. С точки зрения производства работ все бетонные сооружения желательно расположить в одном месте; с точки зрения эксплуатации гидроузла желательно (и даже необходимо) располагать отдельные бетонные сооружения на разных берегах реки.
В случае низконапорных узлов, когда пойма реки при подпоре, вызванном плотиной, не затапливается (или пойма отсутствует), все сооружения размещают в коренном русле, причем в этом случае геологические условия мало влияют на компоновку. Когда имеющаяся пойма затапливается подпорным уровнем верхнего бьефа, плотина получает большую протяженность; здесь вдоль оси плотины геологическое строение местности может существенно изменяться — по длине этой оси могут залегать как нескальные, так и скальные грунты. В этом случае бетонные сооружения всегда стремятся расположить на скальном грунте. .
Компоновка сооружений в условиях горных и равнинных рек получает обычно различный вид. Такое положение обусловливается, вопервых, различием местных топографических и геологических условий для горных и равнинных рек,и, вовторых, различием состава специальных сооружений, входящих в эти узлы, что часто имеет место.
При проектировании компоновки необходимо учитывать: расположение железнодорожных путей, подъездных путей (дорог) к месту строительства, а также вопрос о создании местных (в пределах гидроузла) временных дорог и мостов.