Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Основные цели устройства плотин

Плотины устраивают с целью: 1) поднятия уровня воды в реке на некоторую высоту и регулирования этого уровня; 2) создания хранилища для воды (водохранилища).

Поднятие уровня воды в реке бывает необходимым: 1) при устройстве гидроэлектростанции (ГЭС); 2) для отвода воды из реки каналом на орошение земель с более высоких отметок (при этом так называемая площадь командования увеличивается); 3) для улучшения условий судоходства — увеличения глубины воды и уменьшения скоростей в реке; однако при уменьшении скоростей воды в реке период навигации несколько сокращается (за счет того, что река при малых скоростях движения воды раньше покрывается льдом); 4) для увеличения глубин в месте устройства водоприемников гидромелиоративных систем и систем водоснабжения; с увеличением таких глубин условия забора воды из реки облегчаются; 5) по санитарным соображениям и т. п.

Плотины, построенные с целью поднятия уровня воды в реке, называют водоподъемными.

Создание водохранилищ преследует цель: а) получить водоем, служащий для регулирования стока реки (в период многоводья вода скапливается в водохранилище; в засушливый же период эта пода расходуется из водохранилища, причем мы получаем выравнивание расходов реки во времени); б) получить водоем, необходимый, например, для работы так называемых гидроаккумулирующих установок, в целях рыбного хозяйства и т. п. Уровень воды в водохранилище во время его эксплуатации может изменяться. Плотины, построенные с целью получить водохранилище, называются сюдохранилищными. В некоторых случаях одну и ту же плотину устраивают и для поднятия уровней воды в реке, и для образования водохранилища. Такая плотина будет и водоподъемной, и во дохранилищной.

Гидротехнические сооружения. Учеб. пособие для студ. гидротехн. спец. вузов. В 2-х ч. — 2-е изд., перераб. и доп. Ч. I. Глухие плотины. — М.: Агропромиздат, 1985. — 318 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????