Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


Другие виды транспорта

Железнодорожный, водный, гидравлический транспорт

Железнодорожный транспорт в условиях гидротехнического строительства не получил широкого распространения из-за низкой маневренности и негибкости транспортных средств. Он используется в основномкак внешний для перевозки грузов от железнодорожной станции магистральной железной дороги непосредственно до складов строительства или производственных предприятий без их перегрузки.

В качестве внутрипостроечного, этот вид транспорта используется для доставки инертных от складов дробильно-сортировочных до складов бетонных заводов, а иногда и для доставки бетона от бетонного завода до сооружения. Подача вагонов по подъездным путям и их обработка, как правило, осуществляются локомотивами МПС, а внутри строительной площадки - локомотивами строительства. Иногда весь комплекс операций от железнодорожной станции МПС выполняется локомотивами строительства.

Тип подвижного состава определяется видами перевозимых грузов и объемами грузопотоков. Для перевозки массовых сыпучих грузов используются саморазгружающиеся платформы или думпкары; длинномерные материалы различного рода конструкций перевозятся на открытых платформах; грузы, требующие защиты от атмосферных воздействий,— в крытых вагонах; цемент и жидкости—в специальных цистернах. В качестве тяговых средств применяют тепловозы, мотовозы и электровозы.

Водный транспорт обычно используется в основном как внешний для доставки грузов на строительную площадку от удаленных поставщиков, и как внутренний для местных перевозок грузов. Особенно часто он используется для доставки на строительную площадку песка, гравия, камня из соответствующих карьеров или предприятий, а также других материалов, включая цемент, горючесмазочные. Внешние перевозки обычно осуществляются плавсредствами, принадлежащими соответствующему пароходству. Внутрипостроечные — либо средствами, арендованными строительством у пароходства, либо собственными средствами. В качестве плавучих средств транспорта используются трюмные и палубные баржи грузоподъемностью до 500—1000 т, буксиры мощностью до 300 л. с. Для перевозки людей — пассажирские катера.

Для осуществления погрузочно-разгрузочных операций строятся береговые причалы. Наиболее распространенными типами временных причалов являются ряжевые и плавучие причальные набережные стенки. Для плавучих причалов используются баржи, шаланды, старые суда, по техническому состоянию снятые с рейсов. На причалах устанавливаются соответствующие средства механизации (краны, транспортеры).

Гидравлический транспорт представляет собой перемещение материала в водном потоке за счет скоростей воды. Его применяют для перемещения материалов при разработке их способом гидромеханизации. Транспорт этого вида достаточно широко распространен при возведении грунтовых намывных сооружений. Преимущества его заключаются в том, что он является составной частью общего технологического процесса разработки, доставки и укладки грунта в сооружение, не требователен к особенностям рельефа местности; не требует строительства дорогостоящих дорог. Прокладка и монтаж трубопроводов для гидротранспорта не требует больших затрат времени и трудовых ресурсов. Разработка грунтов и их перемещение при этом осуществляется специальными машинами - гидромониторами, земснарядами, землесосами и др. (см. главу 12 «Производство работ средствами гидромеханизации»).


Разновидностью гидротранспорта является безземлесосный гидротранспорт. Это такой вид транспорта, при котором искусственно образованная в специальных установках (шлюзовых питателях) гидросмесь транспортируется водным потоком за счет энергии напора, создаваемого водяными насосами. Для обеспечения непрерывности процесса в единый комплект объединяют несколько шлюзовых питателей. Такого типа установки могут транспортировать не только песчаные материалы, но и песчано-гравийную- валунную смесь с содержанием гравия до 70-80% и валунов, размером до 200 мм. Для условий гидростроительства безземлесосный (шлюзовой) вид гидротранспорта является одним из перспективных.

Конвейерный транспорт, конвейерные поезда

Конвейер, или транспортеры, представляет собой машины непрерывного действия, предназначенные для транспортирования сыпучих, кусковых и штучных грузов. Существует много типов конвейеров, зависящих в основном от типа основного рабочего органа машины (ленты, цепи, скребки и т.д.).

В гидротехническом строительстве применяют практически все виды конвейеров, но наибольшее распространение получили ленточные (рис.4.2). Эти конвейеры применяют как при производстве бетонных, так и земляных работ.


При производстве бетонных работ конвейеры могут применяться по всей транспортной цепочке от карьера заполнителей до укладки бетонной смеси в блок: для транспортирования песчано-гравийной смеси на обогатительные фабрики, от обогатительных фабрик на склады и далее на бетонные заводы, от бетонных заводов до сооружений и распределения смеси по блокам.

При возведении земляных сооружений конвейеры применяются для перемещения грунтов и горной массы из карьеров на карты отсыпки.

Для каждого направления имеются специальные конвейеры, что обеспечивает расширение их области применения.

Для ленточных конвейеров отечественная промышленность выпускает ленты шириной 500, 650, 800, 1000, 1200, 1600, 1800 и 2000 мм. Скорость движения ленты при транспортировании мелких материалов рана 1-1,5 м/с, а для щебня и гравия увеличивается до 3-3,5 м. Максимальный угол наклона изменяется в пределах 24 - 28° - в зависимости от перемещаемых материалов.

При применении общестроительных конвейеров для бетонных работ скорость движения ленты не должна превышать 1 м/с, угол наклона 15-18°. В заграничной практике выпускаются специальные конвейеры, допускающие скорость до 3 и более м/с. Такие конвейеры начинают применяться и в отечественной практике.

Наибольшее распространение получили секционно-звеньевые ленточные конвейеры - передвижные, полустационарные и стационарные. Длина отдельных звеньев может меняться, достигая 1,5-2,0 км. Путем последовательного соединения отдельных секций конвейерных линий может достигать многих километров. Например, при проектировании Рогунской ГЭС разрабатывался вариант транспортировки материалов для плотины из карьера до карт отсыпки транспортерами общей длиной около 7 км при ширине ленты до 2000 мм.

Передвижные ленточные конвейеры могут быть катучными, передвигаемыми вручную или автомобилями и самоходными на колесном или гусеничном ходу.

Производительность конвейеров определяется по формулам для непрерывного транспорта, изложенным в главе 5.

Конвейерные поезда

Разновидностью конвейерного способа являются конвейерные поезда. Конвейерный поезд представляет собой систему непрерывно двигающихся по рельсам одна за другой одноосных или двухосных тележек или вагонеток без торцевых стенок, в виде отрезков лотков, которые образуют непрерывное грузонесущее полотно (Рис.4.3).


В качестве грузонесущего элемента обычно применяют конвейерную ленту, опирающуюся на желобчатую конструкцию тележки. Стыки между вагонетками без торцовых стенок перекрывают отрезками конвейерной ленты. В отличие от ленточных конвейеров у конвейерных поездов грузонесущее полотно не перекатывается по роликам и не испытывает растягивающих усилий привода. Лотки на ходовых тележках, образуя, как у ленточных конвейеров непрерывное полотно, перемещаются по рельсовому пути. Поэтому конвейерные поезда, сочетая в себе достоинства конвейерного и железнодорожного транспорта допускают значительно большие нагрузки на оси колес. Это позволяет транспортировать крупнокусковые скальные породы большой массы, значительно удлиняет срок службы грузонесущих элементов, увеличивает скорость и пропускную способность линии. Линии конвейерных поездов могут осуществляться любой длины.

Конвейерные поезда в качестве технологического транспорта получили наибольшее распространение в заграничной практике (Франция, ФРГ, Англия).

Этот вид транспорта относится к высокопроизводительному виду непрерывного транспорта. К недостаткам его относятся сложность приводных систем, большая, чем у ленточных конвейеров металлоемкость, большая потребляемая мощность.

Трубопроводный контейнерный пневмотранспорт. Подвесные канатные дороги

Трубопроводный пневмотранспорт в принципе представляет собой систему транспортных трубопроводов, в которых под воздействием давления воздуха перемещаются различные материалы. Например, он применим для транспортировки цемента в технологической линии приготовления бетона и в других технологических процессах.

Особым видом пневмотранспорта является трубопроводный контейнерный пневмотранспорт. При этом виде транспорта внутри трубопровода под воздействием давления воздуха перемещаются одиночные или объединенные в состав контейнеры (рис.4.4). Система пневмоконтейнерного трубопроводного транспорта может быть одно - двух и многотрубной, в зависимости от объемов перевозок. В однотрубных системах курсирует один состав, а при наличии разъездов - два и более. В двухтрубных системах по одному трубопроводу с заданной скоростью друг за другом движутся груженые составы, а по-другому - в противоположном направлении - порожние. Система может быть выполнена по кольцевой схеме. При проектировании Рогунской ГЭС такой вариант транспортировки был рассмотрен для подачи грунтов из карьеров на карты отсыпки. Протяженность трассы - 6,8 км. Необходимая производительность в 2 тыс. м3/ч грунтов обеспечивалась двухтрубной линией с диаметром трубопроводов 1200 мм. Подвижной состав линии был принят в виде контейнерных поездов, каждый из которых формировался из трех контейнеров. Вместимость контейнера 7,3 м3, число одновременно работающих поездов - 16, скорость движения 11 м/с. Технико-экономические расчеты при сравнении вариантов показали преимущества пневмоконтейнерного транспорта.


Этот вид транспорта является новым перспективным видом технологического транспорта при подаче больших объемов массовых грузов по сравнению с другими видами технологического транспорта.

Подвесные канатные дороги

Подвесные канатные дороги представляют собой сложное инженерное сооружение, состоящее из закрепленных на опорах канатов, по которым передвигаются подвесные тележки с грузом. Для приема и разгрузки грузов устраиваются погрузочные и разгрузочные станции (Рис. 4.5.). Подвижной состав представляет собой двух или четырехколесные вагонетки. Канатные дороги применяют в основном в труднодоступных горных районах, где прокладка других транспортных линий оказывается либо нецелесообразной либо невозможной (Ингурская ГЭС). Иногда они применяются для преодоления речных водотоков и подачи материалов через этот водоток.

На строительстве Волжской ГЭС канатные дороги предназначались для транспортировки щебня, гравия, песка и камня с правого берега Волги на левый. Были построены четыре дороги производительностью 225 т/ч каждая. Протяженность дорог 4,3 км и 1,4 км. По канатным дорогам было перевезено около 6 млн т материалов. На строительстве Ингурской ГЭС канатная дорога протяженностью 4,1 км имела 4 нитки производительностью 100 т/ч каждая, использовалась для транспортирования заполнителей бетона от гравийно-сортировочной фабрики до складов бетонного завода. По ним было перемещено около 3 млн т заполнителей.

Производство гидротехнических работ. Часть 1. Учебник для вузов. - Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2008.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????