Проекты организации строительства
Строительство объектов должно осуществляться в полном соответствии с разработанной документацией по организации строительства и производству работ.
Проект организации строительства (ПОС) комплекса сооружений разрабатывается на стадии проекта (рабочего проекта) в качестве его самостоятельного раздела и служит для увязки применяемых объемно-планировочных и конструктивных решений с требованиями организации строительства и технологии строительного производства. Он является основой для решения вопросов организационно-технической подготовки строительства, планирования капитальных вложений, организации всего комплекса работ.
Исходными материалами для разработки ПОС служат ТЭО (ТЭР) задание на проектирование, технические решения, принятые в других частях проекта, данные инженерных и технико-экономических изысканий, документы согласований проекта с местными и строительными организациями в области обеспечения строительства материально-техническими ресурсами, рабочей силой, жильем и культурно-бытовыми зданиями, а также другие данные, касающиеся специфики данного строительства.
Главнейшими вопросами, подлежащими решению в проекте организации строительства по гидроузлу являются:
• определение возможных источников получения необходимых для строительства материалов, поставляемых промышленностью (лес, цемент, металл и т.п.); выбор наивыгоднейших путей и средств транспорта для доставки этих материалов на стройку;
• определение потребностей строительства в различных видах энергии (электроэнергии, паре, сжатом воздухе и др.), воде, тепле; выбор их источников;
• определение карьеров добычи нерудных материалов (песка, гравия, щебня, камня, глины, суглинков и т.д.) для изготовления бетона, а также для земляных сооружений; составление технологических схем разработки карьеров и доставки материалов к местам переработки и укладки в сооружения;
• определение состава и мощности подсобных предприятий и сооружений, необходимых для обслуживания строительства: бетонных и обогатительных установок арматурных и деревообрабатывающих заводов или мастерских, помещений для стоянки, обслуживания и ремонтов автотранспорта и других транспортных средств, ремонтно-механических мастерских, складов, административных и бытовых помещений и т.п.; рациональное их взаимоположение и проектирование каждого подсобного предприятия;
• определение численности рабочих и служащих строительства, состава жилых поселков для расселения строительных и эксплуатационных кадров;
• составление генерального плана строительного хозяйства (стройгенплана), проектирование внутриплощадных транспортных коммуникаций и инженерных сетей. Объекты промплощадок, жилья района основных работ, карьеров должны располагаться на минимальных расстояниях друг от друга с целью сокращения коммуникаций;
• составление последовательной схемы пропуска строительных расходов реки на различных этапах возведения гидроузла и проектирование временных сооружений (перемычек, строительных траншей, туннелей и т.п.), обеспечивающих возможность возведения русловых и пойменных частей основных сооружений;
• определение потребных ресурсов для строительства гидроузлов (материалов, конструкций, рабочей силы, средств механизации и транспорта); составление календарного графика потребности в этих ресурсах с распределением ее по периодам строительства и пусковым комплексам;
• установление последовательности ведения всех видов работ, способов производства и технологических схем этих работ;
• составление календарного плана строительства гидроузла и графика финансирования строительства с распределением капиталовложений и объемов работ по основным и вспомогательным сооружениям, периодам строительства и пусковым комплексам;
• составление комплексного укрупненного сетевого графика для сложных объектов (дополнительно к календарному графику), отражающий взаимосвязи между всеми участниками строительства и сроками выполнения работ по отдельным сооружениям и комплексам.
Приведенный краткий перечень вопросов показывает, насколько широка и разнообразна эта проектная работа, требующая участия многих специалистов (инженеров- гидротехников, строителей, горняков, обогатителей, транспортников, технологов, механиков, монтажников, сантехников, сметчиков, экономистов), которые, действуя в постоянной взаимосвязи, должны создать единый комплекс организации строительства планируемого объекта.
Некоторая корректировка в перечисленные выше вопросы, решаемые в ПОС, может быть внесена при изменении конкретной организации и технологии строительства данного объекта. Так в современных условиях при организации строительства на основе тендерных торгов проектирование промышленных баз строительства может быть (по конкретной ситуации) менее актуальной задачей. Заказчик, как правило, должен организовывать площадки с инженерной инфроструктурой, с железнодорожными и автодорожными путями, подъездами, причалами, а строительство объектов производственных баз должны решать подрядные организации, выигрывшие торги и решающие, как строить. В частности, бетонные заводы могут устанавливаться передвижными или стациолнарными, также как и дробильно-сортировочное хозяйство в разведанных карьерах. Подрядчики работают на основании технологических правил по конечному каменному продукту, и какая база необходима им для этого, определяют они сами.
При решении вопросов, связанных с жилпоселками, должно быть выделено количество постоянных и вахтовых рабочих и, соответственно, выделены площадки под временные и вахтовые поселки, определена инженерная инжроструктура. Подрядчик, выигрывший тендер, сам определяет тип и количество временного жилья;
Нормативным документом для составления ПОС служит СНиП 3.01.01.85 «Организация строительного производства». Утверждается ПОС в составе проекта гидротехнического сооружения.