Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ УЗБЕКИСТАНА

Стремительный рост потребления энергии ставит вопросы, которые должны быть решены по ходу развития энергетического хозяйства, причём каждая эпоха, каждый этап имеет свои особенности, учёт которых позволит найти оптимальные варианты решения как сегодняшних, так и долгосрочных проблем и уменьшить возможные негативные последствия. В противном случае планете и цивилизации может быть нанесён непоправимый урон.

Генеральной идеей нового подхода на современном этапе развития является признание того, что элементы системы энергетика - экономика - природа - общество взаимосвязаны и неразделимы. На протяжении ХХ столетия концепция взаимоотношений промышленной деятельности человека с природой была порочной в своей основе, так как была ориентирована на неисчерпаемость природных ресурсов. Несостоятельность такой посылки стала проясняться с большим опозданием и до сих пор по-настоящему не осознана. Бесконтрольная реализация тезиса вседозволенности человека в отношении природы привела к возможности экологической катастрофы.

Недостаточное развитие электроэнергетики в отдельных регионах и тем более в стране в целом становится настоящим тормозом экономического роста. Это предъявляет особые требования к планированию перспектив развития данной отрасли для которой характерны высокий уровень концентрации генерирующих мощностей и уникальная централизация энергоснабжения целых географических зон страны энергетическими потоками мощностью от единиц до миллионов киловатт по электрическим сетям нескольких уровней напряжения. Централизация и концентрация не только обеспечивают надежность электроснабжения, но и обусловливают большую инерционность развития отрасли. В результате исключительно дорогостоящие решения о строительстве крупных электростанций и линий электропередач приходится принимать за многие годы до того, как на рынке появится реальный спрос на них. Опоздание грозит большими социально-экономическими потерями.

Энергетика - весьма капиталоёмкая отрасль промышленности, в связи с чем вопросы инвестирования инноваций имеют решающее значение в определении стратегии реформирования электроэнергетики Узбекистана.

Установленная мощность электростанций Узбекской энергосистемы составляет 12,4 млн. кВт, производство электроэнергии за 2010 год составило 51,2 млрд. кВтч., практически годовой баланс по электроэнергии в целом за год является самодостаточным. Однако для регулирования частоты электроэнергии система постоянно импортирует пиковую энергию из Кыргызстана.

В Узбекистане разработана программа развития электроэнергетики до 2025 года. По наиболее реальному сценарию потребность в электроэнергии возрастёт к концу рассматриваемого периода в 1,35 раза, а минимум нагрузки в - 1,5 раза.

При разработке программы принималось положение, что развитие электроэнергетики будет происходить в масштабах, обеспечивающих самобалансирование с возможностью передачи электроэнергии за пределы республики.

К концу рассматриваемого периода предполагается строительство 7 новых ГЭС общей мощностью порядка 1000 МВт со среднемноголетней выработкой 2 700 млн. кВтч. Общая мощность ГЭС возрастёт в 1,7 раза, а выработка электроэнергии гидростанциями в - 1,4 раза.

Мощность тепловых электростанций должна увеличиться на 1 400 МВт за счёт высокоэкономичных парогазовых блоков и когенеративных газотурбинных агрегатов.

Запланировано сооружение нетрадиционных энергоустановок с использованием возобновляемых источников энергии солнца, ветра, биомассы, гидроионной энергетики, однако в перспективном энергобалансе их доля составит порядка 3%.

В ряде зарубежных стран (например, в Германии) доля возобновляемых источников энергии превышает 20%, что свидетельствует об эффективности использования экологически чистых энергоресурсов.

Необходимо отметить, что энергосистема Узбекистана взаимодействует с энергосистемами соседних государств, имортируя и экспортируя электроэнергию, и поэтому развитие учёта внутри энергосистемы и её субъектов должно соответствовать признанным современным международным нормам и правилам.

В связи со сказанным возникает необходимость пересмотра прежней технической политики и перехода на новые способы учёта электрической энергии, объёмов автоматизации энергоучёта, анализа вопросов технической и экономической эффективности автоматизированных систем коммерческого учёта энергоресурсов (АСКУЭ), включая электроэнергию.

Поскольку заблаговременность начала работ по крупным энергетическим объектам составляет 10-15 лет, кроме того, нужно убедиться в коммерческой окупаемости предусматриваемых инвестиций (т.е. в их возврате в пределах 10 лет), то для обоснования инвестиционных решений необходимо рассматривать временной горизонт не менее 20-25 лет. После завершения сооружения эти объекты будут вынуждены конкурировать с технологиями следующих поколений. Поэтому необходимо прогнозирование научно-технического прогресса в электроэнергетике на еще более длительные временные горизонты. Объективная неопределённость будущего способна обесценить самые изощрённые перспективные разработки.

Во второй половине ХХ и начале текущего века экологические проблемы обострялись и глобализировались. В первую очередь это касается таких проблем, как загрязнение окружающей среды и нехватка ресурсов.

Первые признаки реального осознания человечеством серьёзности природоохранных проблем и необходимости нового подхода к мировому развитию появились в 1960-80-е годы, когда экология стала приниматься во внимание при разработке и реализации международной и национальной экономической политики. В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде выработала концепцию «устойчивого развития» как альтернативу стратегии техногенного роста. Её главная идея - экономический рост без нанесения ущерба окружающей среде.

В последние годы на природоохранную политику выделяются огромные средства. Так, в США 80 млрд. долл. предназначены для реализации экологических проектов. Причём объём косвенного финансирования охраны окружающей среды превышает 400 млрд., а инвестиции в развитие экологически чистых источников энергии составляют 114 млрд. долл. [1].

В ЕС принятый в октябре 2008 г. антикризисный План восстановления экономики отдает приоритет проектам повышения энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии. Во многих странах ЕС в рамках национальных планов на экологические проекты выделены значительные суммы. Например, в Бельгии доля экологических инвестиций в общих средствах, предназначенных для стимулирования экономики, превысила 50%, а во Франции приблизилась к 40% [2].

В 2009 г. в Китае было объявлено, что в ближайшие пять лет в защиту окружающей среды будет инвестировано 454 млрд. долл., по оценке экспертов, по этому показателю Китай скоро обгонит США и Японию.

Экологические инновации - это производство, распространение или использование новшеств в продукции, производственных процессах, услугах или менеджменте и методах ведения бизнеса, позволяющие снизить негативное воздействие на окружающую среду или оптимизирующие использование ресурсов в течение жизненного цикла соответствующей экономической деятельности. Это не только новые, но и усовершенствованные технологии и продукция, минимизирующие ущерб, наносимый окружающей среде.

Во многих развитых странах действуют государственные программы стимулирования разработки экологических технологий и инноваций или такие задачи решаются в рамках общих научно-технических программ. Создаются специализированные исследовательские центры и фонды. Г осударственные программы такого профиля приняты в Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Канаде, Норвегии, Финляндии, Франции, Японии. Например, в Германии это программа экотехнологий, в Канаде - «Технологии для экологических решений», в Финляндии - программа по разработке технологий для производства биотоплива на основе древесины и древесных отходов.

В Японии образован специальный исследовательский центр инновационных технологий, финансируемый государством и частным сектором. Деятельность центра направлена на исследование проблемы глобального потепления и поиск альтернативных источников энергии. В Голландии создана организация по технологическим исследованиям и передаче технологий, в которой 10% работ посвящены экологическим вопросам.

Большую роль в инновационной цепочке - проведении научных исследований и разработок, внедрении и распространении экоинноваций - играют компании (включая средний и малый бизнес), которые рассматривают их как инструмент повышения эффективности производства и на этой базе получают конкурентные преимущества. Транснациональные компании расширяют инвестиции в технологии, повышающие энергоэффективность и снижающие выбросы парниковых газов. Особое значение инновации имеют для «грязных» отраслей. Так, компания British Petroleum планирует инвестировать 8 млрд долл. в солнечную, ветровую и гидроэнергетику, что составляет 5% всех её капиталовложений.

Активная инновационная деятельность приносит положительные результаты. Грамотно проводимая экологическая политика привела к тому, что в ЕС сосредоточено 75% всех мировых мощностей по использованию энергии ветра. В Финляндии в настоящее время доходы от экспорта инновационных энергетических технологий в 2 раза превышают расходы на импорт нефти [3].

В целях привлечения развивающихся стран к экологической проблеме развитые страны выражают готовность оказать им помощь за счёт увеличения инвестиций в экологически чистые технологии. Предусмотрен механизм передачи экологически чистых технологий, что укладывается в новую модель развития.

Киотский протокол к рамочной Конвенции ООН, который был ратифицирован Узбекистаном в августе 1999 г., предусматривает развитие перспективных экологоэкономических механизмов в области управления потреблением топливноэнергетических ресурсов, поскольку большая часть выбросов парниковых газов в Узбекистане является результатом сжигания топлива.

Проекты в рамках механизма чистого развития предназначены для создания и передачи сокращенных выбросов между двумя участниками.

Проекты МЧР могут разрабатываться в основном в секторах энергетики (перевод электростанций с угля на газ, внедрение возобновляемых источников энергии), металлургии - (оптимизация процессов горения, реконструкция плавильных печей), машиностроительного комплекса (мероприятия по энергосбережению, усовершенствование работы локального производства электро- и тепловой энергии), однако отраслевой сектор ни в коем случае не ограничивается.

Основным требованием к проектам, реализуемым в рамках механизма чистого развития, является соблюдение принципа «дополнительности». Это означает, что проектная деятельность должна быть дополнительной к той, которая имела бы место в случае отсутствия МЧР, т.е. при применении сценария «экономика без изменений» или при прочих равных условиях с учетом национального законодательства, государственного субсидирования и централизованно планируемых энергетических программ преобразований.

Алгоритм осуществления проектов МЧР в Узбекистане, также как и методологии определения базовой линии, может быть во многом трансформирован в реализацию проектов совместного осуществления (ПСО).

Основной потенциал энергосбережения в электроэнергетике Узбекистана заключается в компенсации выбывающего вследствие физического и морального износа устаревшего электрогенерирующего оборудования новыми высокоэкономичными парогазовыми блоками типа ПГУ 370-400 МВт.

Начата реализация проекта сооружения первого парогазового блока ПГУ-370 на Ташкентской тепловой электростанции с привлечением японского кредита, что позволит сэкономить порядка 300 млн. м природного газа в год, уже осуществлена поставка оборудования.

За счёт повышения КПД парогазового блока по сравнению с действующими паросиловыми блоками удельный расход топлива сократится с 391,9 г/кВтч по существующему оборудованию до 215 г/кВтч..

Установка в Узбекистане блоков ПГУ на трёх ТЭС позволит экономить в год 1437 млн. м природного газа, который можно экспортировать за 344,88 млн. долл. США. Кроме того, международные организации будут стимулировать снижение выбросов парниковых газов в эквиваленте СО2 на 7,56 млн. долл. США при выработке 9456 млн. кВтч электроэнергии.

Следует отметить, что страны, не учитывающие новые тенденции, могут стать аутсайдерами мировой политики и экономики. Эффективность производства в таких странах будет значительно ниже. Для них закроются международные рынки, так как переход на технологии с низкими выбросами неизбежно приведут к ужесточению ограничений на поставку товаров и технологий с высоким уровнем эмиссии «вредных» веществ.

Узбекистан имеет уникальную возможность повысить энергоэффективность и конкурентоспособность экономики, достичь стабильных темпов роста на базе экологических инноваций.

Сборник трудов Международной научно-технической конференции «Современное состояние и перспективы развития энергетики», в 2 томах. - Ташкент, ТашГТУ им. Беруни, 2011. Т1 - 246 с., Т2 - 241 с.

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????