Обычные (тяжелые) бетоны
В перспективе намечается расширение выпуска высокопрочных фракционированных и мытых заполнителей для высокопрочного бетона, применение которых позволяет экономить цемент. Применение высокопрочного бетона вместо бетона классов В20...В30 позволяет существенно уменьшить сечения конструкций и расход арматурной стали. Возможно также сократить число типоразмеров опалубочных форм на заводах сборного железобетона, изготовляя конструкции под разные нагрузки в формах одного типоразмера и варьируя классами бетона. Большое внимание уделяется устранению глинистых и других включений в связи с намечаемой разработкой месторождений с наличием таких примесей. Производство естественных заполнителей будет расти также за счет увеличения добычи и переработки гравия и гравийно-песчаных смесей, с учетом того, что выпуск щебня из горных пород требует вдвое большего расхода энергетических ресурсов.
В настоящее время благодаря промышленному производству в нашей стране суперпластификаторов, в том числе С-3, становится возможным изготовление бетона классов В45...В60 на заводах железобетонных изделий с использованием цемента марки 500. Использование суперпластификаторов в высокопрочных бетонах позволяет существенно сократить сроки тепловлажностной обработки, а в летний период вообще от нее отказаться, поскольку уже через сутки бетон набирает 40...45% от марочной прочности.
В ряде районов СССР, где крупный заполнитель отсутствует, а его доставка обходится дорого, целесообразно применять мелкозернистые бетоны, что позволяет в отдельных случаях ускорить строительство и снизить стоимость изделий и конструкций.
В целях дальнейшего развития и совершенствования технологии тяжелых бетонов, уменьшения потерь цемента, составляющих 12,5% от общего выпуска, уменьшения фактического расхода цемента и получения высококачественных бетонных и железобетонных изделий и конструкций в двенадцатой пятилетке предусмотрено также совершенствовать средства для перевозки и хранения цемента. Из-за транспортировки цемента в неприспособленном подвижном составе (в крытых или полувагонах) несовершенства подпутевых приемных устройств для разгрузки вагонов-хопперов, а также многократных перегрузок и неудовлетворительного состояния складов и хранилищ происходят значительные потери цемента. Намечено: повысить качество цементов за счет сокращения поставок цемента с температурой более 100 °С и с признаками ложного схватывания; совершенствовать номенклатуру цемента; развивать практику раскрепления цементных заводов-поставщиков за крупными потребителями цемента.
Для повышения однородности и качества бетонной смеси, а следовательно, и бетона помимо выполнения требований к материалам намечено модернизировать бетоносмесительные заводы, оснастить их более совершенным оборудованием и аппаратурой, стремясь к переходу на пуск заводов-автоматов; установить на заводах ЖБИ дополнительные силосы для хранения цементов, исключающие смешивание различных марок, особенно чистоклинкерных и высокопрочных портландцементов марок 550...600.