Интересные и нужные сведения о строительных материалах и технологиях


ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ВОЗГОРАНИЙ В ЛАБОРАТОРИЯХ

К первичным средствам тушения пожаров и загорания относятся огнетушители, асбестовое полотно, а также водопроводная вода.

Огнетушители. Для оснащения лабораторий применяются огнетушители: углекислотные ручные ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8; углекислотные передвижные УП-1М, VП-2M и др.

В каждом лабораторном помещении должен быть углекислотный огнетушитель независимо от наличия других средств огнетушения. Диоксид углерода не содержит воды и не причиняет вреда оборудованию.

Углекислотные огнетушители весьма удобны и эффективны для тушения практически любых возгораний на небольшой площади, в том числе электроустановок, находящихся под напряжением. Случаи, когда углекислотные огнетушители неприменимы или неэффективны, весьма редки. Ими нельзя пользоваться для тушения одежды на человеке, так как снегообразная масса углекислого газа может вызвать обморожение незащищенных участков кожи. Диоксид углерода не прекращает горения многих жидких масс, щелочных металлов, а также составов, способных отщеплять при нагревании кислород.
При тушении тлеющих материалов углекислотные огнетушители малоэффективны.

Области применения углекислотно-бромэтиловых и углекислотных огнетушителей совпадают. В отличие от углекислого газа этилбромид с успехом применяется для тушения тлеющих материалов. Порошковые огнетушители применяют для тушения возгораний в тех случаях, когда другие средства малоэффективны. Высокая эффективность порошковых составов объясняется не только изолирующим действием, они обладают также ингибирующей способностью.

Пенные огнетушители в помещениях лаборатории должны служить как вспомогательные средства пожаротушения наряду с углекислотными или порошковыми огнетушителями.

Области применения воздушно-пенных и химических пенных огнетушителей совпадают.

Асбестовое полотно применяют для тушения веществ и материалов, горение которых не может происходить без доступа воздуха, в тех случаях, когда площадь возгорания невелика. При тушении асбестовым полотном важно полностью покрыть им очаг пламени, чтобы прекратить доступ воздуха к горящему веществу. Асбестовое полотно должно находиться в доступном месте в каждом лабораторном помещении.

Сухой песок. В соответствии с нормами противопожарной безопасности наличие песка в лаборатории обязательно. Чаще всего для тушения возгораний используют кварцевый песок.

Хорошей заменой песка для сбора и тушения пролившихся горючих жидкостей может служить фильтроперлитовый порошок, изготавливаемый по ТУ 480-1-79.

Вода. Небольшое пламя можно тушить водой из водопроводного крана. Для тушения больших очагов возгораний следует пользоваться внутренним пожарным водопроводом. Запрещается использовать воду для тушения электропроводов и электроустановок.

Особенно эффективно применение воды для тушения твердых горючих материалов - дерева, угля, бумаги, тканей, а также веществ, хорошо растворяющихся в воде - низких спиртов, кислот. Для предотвращения распространения очага загорания используется охлаждающее и смачивающее свойство воды.

В некоторых случаях применение воды приводит к усилению горения (тушение горючих жидкостей с плотностью менее 1000 кг/м3, тушение жидкостей с высокой температурой кипения или плавящихся при нагревании твердых веществ) [2].

Е. К. Карапузов, Г. Лутц, X. Герольд, Сухие строительные смеси. К, 2000

??????????

??????? ?.?., ??$B!`(B?????? ?.?., ??????? ?.?., ?????????????? ???????????

?????? ?.?., ???????????? ??????????? ?????????? ????????????

?.?. ???????, ????????????? ???????????

?.?. ???????, ???????? ?????? ?? ??????? ???????????

?. ???????, ????????$B!`(B????? ???????????? ???????????

???????? ?.?., ??????????? ?.?., ???????? ?.?., ???????????????? ?????????? ???????????

?.?. ???????, ?????????? ???????????

?.?. ?????????, ?. ????, X. ???????, ????? ???????????? ?????

?.?. ???????, ?????? ???????

?????? ?.?., ??????????: ??? ??? ???????? ? ??? ??? ??$B!`(B?????

?. ????????, ???????????? ????????????? ???????????? ??????

?.?. ???????, ?????????????$B!`(B????? ?????????

?.?. ???????, ????????? ??????????$B!`(B?????? ? ?????????????????? ?????????????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. I. ?????? ???????

??????????$B!`(B????? ??????????. $B!_(B. II. ??????????? ???????

???????????? ??????????$B!`(B????? ?????

?.?. ???????, ??????????$B!`(B????? ??????????

?. ?. ????, ????????????????

????????????$B!`(B????? ??????????????? ???????

????????????? ?????????????? ???????

????? ? ???????????, ????????? ??????

??????????? ????????? ? ??????????? ???????? ??????????